Влияние процессов глобализации на функционирование государств.

Совершенно очевидно, что процессы глобали­зации приобретают всеохватывающий и необра­тимый характер. Это обусловлено тем, что на первый план выдвигаются проблемы, имеющие значимость для всего мирового сообщества, всех народов и государств, и они не могут быть реше­ны отдельным государством в одиночку. Это проблемы общественной безопасности, борьбы с международным терроризмом, наркобизнесом, решение экологических вопросов, защиты обще­человеческих ценностей, в том числе прав и сво­бод человека

Бесспорным фактом является интернациона­лизация материального производства, углубле­ние международного разделения труда, что акти­визирует обменные процессы, экономическое, финансовое и торговое сотрудничество госу­дарств. Интеграционным процессам способствует и глобальная научно-техническая революция, со­здание общепланетарного информационного пространства, обмен культурными и социальны­ми достижениями.

В юридической литературе справедливо отме­чается, что глобализация вносит изменения в са­му концепцию цивилизации, поскольку нависшая над современным миром опасность глобальной ядерной катастрофы впервые в истории ставит вопрос самовыживания человечества. Отсюда пе­ред всеми государствами стоит задача формирования нового мирового порядка (миропорядка), который обеспечивал бы безопасность всех наро­дов и стран, способствовал бы их сотрудничеству на основе принципа гармонизации национальных и международных интересов. Следовательно, процессы глобализации содействуют единению государств перед лицом глобальных проблем и вносят серьезные изменения в их внутреннюю и внешнюю политику.

Можно сделать вывод, что указанные объек­тивные процессы не оставляют выбора практиче­ски ни одному государству, кроме посильного участия в решении глобальных проблем, в укреп­лении мирового правопорядка.

Однако глобализация несет в себе не только позитивные изменения, но и немалые негативные последствия. Наиболее ощутимы они в сфере экономики. Эти процессы весьма глубоко и об­разно раскрыл американский экономист Джозеф Стиглиц в книге «Глобализация и ее разочарова­ния» (Нью Йорк, 2000).

Резкий контраст между быстро растущими ка­питалами американских предпринимателей и ухудшением экономического положения в стра­нах «третьего мира», а также в посткоммунисти­ческих странах, послужил причиной мощного антиглобалистского движения. И хотя ряд экономи­стов и политиков объясняют негативные последствия глобализации чисто субъективными факторами, например, ошибками в деятельности Международного валютного фонда, думается, что рыночная экономика с ее механизмами кон­куренции, стремлением приобрести максимально возможную прибыль, соперничеством отдельных корпораций и стран, наличием взаимоисключаю­щих интересов и т.п. превращают такие требова­ния политики глобализации, как скоординиро­ванное воздействие на мировую экономику, прозрачность экономической деятельности госу­дарств, а также деятельности Международного валютного фонда и Всемирного банка, доступ­ность их для внешних проверок и независимых экспертных оценок, в утопические проекты и изыскания. Об этом свидетельствует, в частнос­ти, политика США, которые заставляют «третьи страны» открывать свои рынки, а затем с помо­щью антидемпинговых средств препятствуют экспорту их товаров в США. Здесь, как представ­ляется, справедливой скоординированности нет и не может быть.

Нельзя не учитывать и такие факторы, как не­достаточно эффективное управление экономи­кой во многих странах, неравномерное распреде­ление ресурсов в мировой экономике, наконец, коррумпированность власти. Все это отрицатель­но сказывается на развитии мировой экономиче­ской структуры и управлении международной финансовой системой, вселяет неверие народов развивающихся стран в благую роль глобализа­ции и рациональность проводимых под ее влияни­ем реформ.

Возрастание влияния глобализации на жизнь всех государств не может не сказываться в пер­вую очередь на внутренних и внешних функциях государства. Обычно в юридической литературе отмечается такая важная тенденция в развитии внутренних функций государства, как их интерна­ционализация, т.е. придание внутренним функци­ям значительного международного аспекта, их тесное взаимодействие с внешней средой, взаимо­связь внутренней и внешней политики государст­ва. Отсюда вытекает, что внутренние функции государства не могут развиваться исключительно на собственной основе, определяться целями, за­дачами, базирующимися только на национальном интересе, без учета интересов международного сообщества. Ведь каждое государство не сущест­вует изолированно от других государств, все они связаны узами международного сообщества, не­обходимостью участвовать в решении глобаль­ных проблем, следовательно, они должны согла­совывать свои интересы с общими интересами данного сообщества.

Так, глобализация вносит определенные изме­нения в содержание политической функции под углом зрения обязанности государства обеспечи­вать оптимальные условия для всестороннего и наиболее полного развития институтов демокра­тии и демократического управления обществом. Следует согласиться с проф. И.И. Лукашуком в том, что «в наше время происходит глобализация демократических ценностей. Демократия призна­ется принципом всеобщего значения. Право на нее становится глобальным правом, которое в растущей мере будет поддерживаться междуна­родным сообществом в целом».

В отечественной науке теории государства и права утвердилось положение о том, что главную направленность политической функции совре­менного государства составляет обеспечение на­родовластия. Это предполагает реализацию на­родом трех полномочий: во-первых, участия в формировании представительных органов влас­ти, уполномоченных от имени народа осуществ­лять государственную власть в стране и решать местные вопросы в муниципальных образовани­ях; во-вторых, участвовать в принятии государст­венных решений посредством, например, рефе­рендума; в-третьих, право контроля за осуществлением государственной власти и реализацией принятых решений.

Что касается контроля, то в Российской Феде­рации это самое слабое и уязвимое звено народо­властия и демократической системы в целом. На­род России не обладает юридическими средствами непосредственного контроля за деятельностью институтов власти. Избиратели не вправе досроч­но отозвать своего депутата из представительных органов власти, если они работают ненадлежа­щим образом либо злоупотребляют своими пол­номочиями. Депутатская неприкосновенность, ставшая на протяжении многих лет предметом ос­трых дискуссий, по существу выводит депутатов из-под контроля своих избирателей. Ссылки на зарубежный опыт парламентов, установивших свободный мандат депутатов, не учитывают осо­бенностей российской действительности, где каждый пост, в том числе и депутатский, рассма­тривается в качестве средства личного обогаще­ния. Поэтому в России как нигде необходим кон­троль народа за осуществлением государственной власти.

В плане реализации политической функции государства заслуживает пристального внимания проблема государственного суверенитета, обес­печение которого, как и его защита, составляют важный аспект анализируемой функции.

Вызывает решительное возражение периоди­чески появляющийся в юридической литературе тезис о том, что перед лицом глобальных про­блем «отступает и суверенитет отдельного госу­дарства». Утверждается также, что существует самостоятельная категория «международно-пра­вовой суверенитет. Думается, что подобные ут­верждения – одно из негативных проявлений гло­бализации.

Предложение отказаться от государственного суверенитета равносильно отказу от принципа территориальной целостности государства. Ни­какие глобальные интересы, на мой взгляд, не могут вести к отрицанию верховенства государст­венной власти на своей территории. Другое дело, что само государство, исходя из общечеловечес­ких, общепланетарных интересов, добровольно соглашается на самоограничение своих прерога­тив. Иначе неизбежно силовое вмешательство го­сударств, обладающих экономическим и военным могуществом, в дела других стран, как это имело место в отношении Ирака.

Государственный суверенитет – не архаизм прошлых эпох, а актуальная юридическая и поли­тическая категория нынешнего времени. Нельзя не считаться с желанием народов жить по своим обычаям, законам, религиозным и иным нормам, выбирать близкое по духу государственное уст­ройство, устанавливать соответствующий поли­тический режим. В противном случае неизбежно навязывание другим народам своего образа жиз­ни, своих ценностей и восприятия мира. Если те или иные ценности действительно имеют обще­человеческое значение, то они будут доброволь­но восприняты всеми народами, как это происхо­дит в Японии, Южной Кореи и др.

В этом плане можно сослаться на документы Всемирной конференции по правам человека (Вена, июнь 1993 г.), которая констатировала: «Демократия основывается на свободно выра­женной воле народа определять свои собствен­ные политическую, экономическую, социальную и культурную системы и на его полном участии во всех аспектах своей жизни».

Таким образом, можно заключить, что между­народное сообщество не вправе переступать гра­ницы государственного суверенитета. Лишь само государство может добровольно принять на себя обязательства определенного рода, а это вытека­ет из суверенного права государства как члена международного сообщества.

Современные процессы глобализации сущест­венным образом отражаются на реализации эко­номической функции государства. Это обуслов­лено тем, что глобализация предполагает прежде всего интернационализацию рынков, усиление влияния транснациональных корпораций, ут­верждение господства надгосударственных структур, которые создаются в результате эконо­мической интеграции государств. Указанные процессы, в свою очередь, серьезно сокращают возможности управления национальной экономи­кой со стороны государства. Транснациональный же капитал приобретает силу в регулировании глобальной экономики и при желании способен обрушить рынок любого государства.

Негативные последствия глобализации в сфе­ре экономики дали основание некоторым ученым утверждать, что процессы глобализации «вымы­вают основу экономической функции государст­ва и ставят само существование государства как политического института под сомнение». Они вы­водят «из-под сферы влияния государства значи­тельный функциональный сектор».

Нельзя не согласиться с тем, что глобализация экономики резко обострила конкуренцию и даль­нейшее углубление международного разделения труда. Внедрение новых производственных ин­формационных технологий актуализирует про­блему уточнения экономической функции совре­менного государства, поиски новых форм его экономической политики.

Однако несмотря на засилие в результате эко­номической интеграции транснациональных кор­пораций, продолжает сохраняться заинтересован­ность отдельных государств в стабильном разви­тии национальной экономики, в максимальной концентрации возможностей страны на решении приоритетных задач строительства эффективно­го внутреннего хозяйства.

Следовательно, в условиях глобализации со­храняется такой аспект экономической функции государства, как государственное гарантирова­ние экономической деятельности при обострении конкуренции (монополизма), охрана прав потре­бителей от недобросовестного производителя, определение правовых основ рынка, в частности, обеспечение равноправия всех форм собственно­сти, правовая защита собственника, стимулирова­ние государственными средствами эффективной рыночной экономики, достижение в националь­ном предпринимательстве сбалансированности интересов личности, общества и государства.

Глобализация экономики смещает центр тя­жести государственного контроля за регулирова­нием и развитием экономических процессов с мак­роуровня на региональный и отраслевой, а также на микроуровень (предприятие). На макроуровне можно прогнозировать тенденцию усиления вли­яния надгосударственных экономических институтов и концентрацию в них средств и рычагов экономического регулирования. Тем не менее с отдельных государств не снимается ответствен­ность за выработку механизма, позволяющего адаптироваться к изменяющимся экономическим отношениям и обеспечивать благосостояние соб­ственного общества во избежание внутренних социальных конфликтов и дестабилизации обста­новки в стране.

Таким образом, вряд ли можно утверждать, что глобализация «вымывает основу экономичес­кой функции государства». На мой взгляд, эконо­мическая нагрузка национального государства не уменьшается, а напротив, возрастает; особенно важна роль экономической стратегии в согласо­вании национальных интересов общества с общи­ми интересами международного сообщества, так как от благосостояния каждой страны зависит благосостояние человечества в целом. Именно такую направленность должно иметь развитие глобализации, именно такая результативность способна превратить позитивные предпосылки экономической интеграции в реальность.

Под влиянием глобализации наибольшей трансформации подвержена социальная функ­ция, в которой ярко выражено общесоциальное начало государства – снятие или смягчение соци­альных противоречий в обществе путем исполь­зования цивилизованных средств их разрешения, а также достижение достойных для жизни чело­века условий посредством гарантирования опре­деленного объема социальных благ за счет госу­дарства.

Глобализация и интернационализация миро­вых экономических процессов подвергли карди­нальному преобразованию рынок труда и отно­шения занятости. Зримые тенденции в указанной сфере обусловлены глобализацией рынков про­изводства, возрастанием конкуренции на рынке труда, воздействием новых технологий, в том чис­ле развитием микроэлектроники, искусственного интеллекта, электронного обмена данных и «бу­ма» цифровой телесвязи. Все это формирует но­вые условия труда и занятости, например, умень­шает численность используемой рабочей силы, способствует использованию гибкой системы за­нятости, позволяя переходить от постоянной за­нятости к частичной, временной работе, работе на полставки, по контракту, к дистанционному наличию рабочих мест (работа на персональном компьютере дома) и т.д. В литературе приводятся следующие данные: в промышленно развитых странах за последние 10-12 лет вклад частичной занятости в общее число работающих составил 50-52% всего прироста, а в таких странах, как Ав­стралия, Германия, Ирландия, Япония доля час­тично занятых достигла 70-80% всех вновь со­зданных рабочих мест. При этом на места с сокра­щенным графиком работы претендуют в первую очередь женщины. И если для мужчин число мест с неполным рабочим днем увеличилось на 10%, то для женщин – на 32%.

Представляется возможным выделить следу­ющие особенности в организации рынка труда и занятости под воздействием глобализации:

отсутствие гарантий стабильной занятости;

возрастание временной занятости и появление новых ее форм, продиктованных технологичес­кими изменениями, например, перемещение тру­довой деятельности в виртуальный мир (элек­тронная торговля – яркий тому пример). Это тре­бует меньшего количества работников, но более высокой их квалификации;

снижение влияния профсоюзов.

Последняя из перечисленных тенденций мо­жет быть объяснена фундаментальными измене­ниями в характере труда и отношениях между ра­ботниками и предпринимателями. Снизился уро­вень социального партнерства между предпринимателями и профсоюзами по поводу определения условий труда, заключения коллек­тивных соглашений и т.д. В литературе указыва­ется на трудности в деятельности профсоюзов в Южной Африке, на Тайване, в Венгрии. Снижа­ется число членов профсоюзов в США, других промышленно развитых странах. Однако иссле­дователи отмечают, что роль профсоюзов оста­ется положительной и необходимой для сохране­ния демократии в сфере занятости. Профсоюзы не потеряли статуса наиболее представительных органов работников, в том числе при проведении трехсторонних переговоров. Будущее профсою­зов в значительной степени зависит от организо­ванности тех, кто работает на основе нетипичных форм занятости. Например, в Швеции такие ра­ботники объединены в профсоюзы в той же степени, что и занятые на постоянной работе.

Отмеченные факторы заставляют государст­ва пересматривать свою социальную политику и роль в обеспечении социальной защиты населе­ния. В качестве отрицательных последствий гло­бализации можно предположить возврат к прин­ципу индивидуализма в области социального обеспечения, согласно которому работа и ста­бильный доход позволяют накопить определен­ные сбережения для пенсии по старости и других случаев утраты трудоспособности.

В наибольшей мере глобализация затронула экологическую функцию государства. Как изве­стно, в достижении высокого качества окружаю­щей среды заинтересовано все международное сообщество. Поэтому экологические проблемы приобретают глобальное значение. Особая роль в решении глобальных проблем принадлежит странам, обладающим высоким промышленным, научно-техническим и природоресурсовым потенциалом. На долю этих стран приходятся зна­чительные масштабы загрязнения природной среды, в том числе появление «парникового эф­фекта», изменения климата на Земном шаре. Потребности рыночной экономики ведут к иг­норированию правил рационального природо­пользования, сохранения и освоения лесов, рас­тительного и животного мира. А это вызывает неблагополучие жизни от негативного воздейст­вия хозяйственной деятельности на природную среду, отрицательно сказываясь на продуктах пи­тания и, в конечном счете, на здоровье людей.

Ухудшение окружающей экологической об­становки во всех странах мира, рост экологичес­ких катастроф, аварийности на производстве из-за несоблюдения технологических режимов дик­туют необходимость объединения усилий всех го­сударств, установления между ними партнерских отношений для совместной целенаправленной природоохранной деятельности, создания систе­мы мониторинга за состоянием окружающей сре­ды и здоровьем населения, для реализации эколо­гических программ и проектов, оперативного об­мена информацией в данной сфере, проведения согласованной экологической политики и укреп­ления всеобщей экологической безопасности.

Глобализация в экологической сфере откры­вает огромные возможности всем странам и наро­дам для обеспечения безопасности человечества, что может быть достигнуто лишь совместными усилиями государств.

Именно в области экологии государства взаи­мозависимы в наибольшей мере (энергоресурсы, сырье и т.д.). Экологические проблемы имеют планетарное значение, они не исчерпываются пределами одного государства. Поэтому важно наладить активное сотрудничество государств друг с другом, объединить усилия в борьбе с нега­тивными последствиями научно-технического прогресса и неблагоприятного воздействия чело­века на природную среду, принять согласованные экологические решения и упорядочивающие дей­ствия.

К числу функций государства, имеющих не только чисто внутренний, но и глобальный ас­пект, относится функция защиты и охраны прав и свобод личности. Права человека признаны всем международным сообществом в качестве обще­человеческой ценности. Это предполагает прове­дение государствами согласованной политики в отношении соблюдения стандартов прав и свобод личности, создание специальных международных органов по контролю за соблюдением государст­вами прав и свобод человека и гражданина.

Международным сообществом сформирована универсальная концепция прав человека, уваже­ние которых возведено в ранг общепризнанных принципов международного права. Это возлагает на все государства обязанность соблюдать и гарантировать исторически достигнутые стандарты прав человека, что составляет приоритетную сферу общих интересов международного сообще­ства. Права человека служат главным критерием демократичности государства. Они лежат в осно­ве политики в отношениях с другими государства­ми и со всем мировым сообществом. Интернационализация проблемы прав человека обусловила перерастание ее из внутреннего дела государства в фактор международной политики и права, в признание международной юрисдикции по вопро­сам прав человека.

Что касается внешних функций государства, то процессы глобализации внесли кардинальные изменения в формы и содержание межгосударст­венного общения.

Глобализация активизировала осуществление внешних функций, в том числе внешнеполитичес­кой и внешнеэкономической деятельности, кото­рые все более приобретают мировой масштаб. Появление общих интересов у государств, едине­ние их на базе общечеловеческих интересов обус­ловили интернационализацию национальных интересов государств. Так, практически все госу­дарства заинтересованы в поддержании мирового правопорядка, в том числе в международном сотрудничестве по коллективной безопасности и совместной обороне, поскольку в современных условиях ни одно государство не в состоянии за­щитить себя в одиночку.

Функция поддержания мирового порядка пред­полагает объединение усилий государств по разо­ружению, ликвидации ядерного оружия, запре­щению оружия массового уничтожения и т.д.

Мировой правопорядок может быть достигнут посредством сотрудничества государств в таких сферах, как борьба с организованной транснаци­ональной преступностью, наркобизнесом, между­народным терроризмом, торговлей людьми, похищенными автомашинами, рынком порногра­фии, сексуальных услуг и пр.

Одним из отрицательных последствий глоба­лизации стал генезис транснациональной пре­ступности с присущими ей качествами интегра­ции, специализации, появлением преступных со­обществ с четкой организацией, обосновавшихся в одном государстве и действующих в нескольких государствах с наиболее благоприятной конъ­юнктурой. В настоящее время деятельность та­ких преступных сообществ приобрела глобаль­ные масштабы и приносит транснациональным преступным группам прибыль, превышающую размер национального дохода некоторых стран. Анализ состояния преступности, в том числе транснациональной, позволил исследователям прийти к выводу о том, что в XXI в. будет преоб­ладать ужесточающаяся, организующаяся, интеллектуализирующаяся, вооружающаяся и неуклонно растущая преступность. Это означает, что борьба с транснациональной преступностью должна вестись исключительно международны­ми усилиями, посредством сотрудничества всех стран и соответствующих международных орга­низаций.

Участие международного сообщества необхо­димо и в регулировании межнациональных кон­фликтов, которые нередко сопровождаются на­рушением прав человека и, следовательно, требу­ют международного вмешательства.

Важно отметить, что прекращение существо­вания мировой социалистической системы спо­собствовало ликвидации острых антагонизмов, оздоровлению международной обстановки, ук­реплению доверия между государствами, сделало возможным достижение реальной договореннос­ти между ними по вопросам глобальных проблем. В результате процессы глобализации получили мощный стимул для развития.

Успехи в решении проблем глобализации дали основание отдельным ученым объявить устаревшим деление функций государства на внутренние и внешние, поскольку глобализация, по их мне­нию, стирает грани между внутренней и внешней политикой. В связи с этим было высказано сооб­ражение о введении единой классификации функ­ций, объявлении их общими для реализации как внутри страны, так и за ее пределами.

Предлагается выделять пять групп общих функций:

1) экономическая,содержание которой со­ставляет обеспечение нормального функциони­рования и развития экономики, организации внешнеэкономических связей и т.д.;

2) политическая,или функция безопасности, ко­торая направлена на обеспечение государственной и общественной безопасности, социального и наци­онального согласия, охрану суверенитета;

3) социальная,содержание которой составля­ют охрана прав и свобод населения, осуществле­ние мер по удовлетворению социальных потреб­ностей людей, поддержание необходимого уров­ня жизни населения, создание надлежащих условий для труда, его оплаты, быта и др.;

4) идеологическая,которая имеет целью под­держание определенной идеологии, в том числе религиозной, организацию образования, поддер­жание науки, культуры и т.д.;

5) экологическая,связанная с охраной окружа­ющей среды.

Думается, что несмотря на усиление взаимоза­висимости государств, приобретение внутренни­ми и внешними функциями государства междуна­родных аспектов, национальная политика и наци­ональные интересы продолжают доминировать во внутренних функциях. Ключевые националь­ные интересы – обеспечение порядка внутри страны, контроль за ресурсами, ответственность государства за благополучие своего населения, эффективность законодательства, налоговой по­литики, стабильность внутреннего развития и на­ращивание собственной мощи направлены по су­ти дела на самосохранение государственно орга­низованного общества. Эти интересы являются движущей силой государственной политики.

В условиях глобализации национальные инте­ресы не утрачивают своей значимости, хотя, не­сомненно, усложняются, дифференцируются, приобретают новые аспекты и обнаруживают пределы своего существования. Как справедливо отмечает французский ученый Ф. Моро-Дефарж, «государства и государственные границы продол­жают существовать. Конечно, имеется немало способов открывать эти границы для международной торговли, туризма, перемещения капита­лов и информационных потоков. Тем не менее го­сударства сохраняют за собой право законода­тельного регулирования режима границ. Пока будут оставаться суверенные государства, оста­нутся и границы, даже если их пересечение не свя­зано со значительными трудностями».

Надо также подчеркнуть, что каждое государ­ство имеет внутренние потребности и интересы, которые во многом определяют его внешнюю по­литику. Формы и методы реализации внутренних и внешних функций существенно различаются. Так, как действует государство внутри своей страны, оно не может действовать во взаимоот­ношениях с другими государствами. Поэтому представляется преждевременным объединять внутреннюю и внешнюю политику в одну сферу деятельности государства.

В связи с тем, что в отечественной и зарубеж­ной литературе широко используются термины «глобализация» и «интеграция» возникает вопрос об их тождественности. Однако устанавливать прямое тождество между этими понятиями вряд ли целесообразно.

На мой взгляд, понятие глобализации шире, чем понятие интеграции. Интеграция означает сближение политической, экономической, право­вой, духовно-культурной систем нескольких госу­дарств и регионов в процессе традиционного меж­государственного сотрудничества.

Глобализация предполагает всеохватываю­щий процесс взаимодействия и взаимовлияния практически всех государств мира. Но дело не только в объеме, но и в качестве, формах и содер­жании такого взаимодействия. Представляется, что глобализация имеет высокую степень и глу­бину взаимопроникновения норм, идей, правил сотрудничества государств, введение конкретных стандартов общения. Оно возможно лишь на высо­ком уровне развития цивилизации, так как форми­рует общие цели и долговременные интересы чело­вечества на основе осознания единства мира перед лицом нарастающей угрозы его выживанию.

Интеграция большого количества госу­дарств в единую экономическую систему, рост взаимозависимости всех стран мира и призна­ние человеческих ценностей в качестве глав­ных ориентиров в межгосударственных отно­шениях не дают основания для утверждения, будто на Земле установился мировой порядок, который характеризуется однополярностью (униполярностью).

Версия об однополярности современного ми­роустройства встречает резкую критику со сто­роны многих ученых и политических деятелей. Более того, утверждается, что современный мир так же многополярен, как и много лет назад. В экономическом и политическом развитии стран сохраняются большие различия. Они созда­ют значительные препятствия для налаживания сотрудничества промышленно развитых стран Запада с государствами «третьего мира» и внезап­но обедневшими странами бывшего социалистического лагеря. А единство невозможно между бедными и богатыми регионами, когда ведется острая конкурентная борьба за рынки сбыта, против проникновения иностранного капитала, когда национальная экономика ставится в зависи­мость от решений, принимаемых за границей. Как правильно отмечает К.Э. Сорокин, с сопер­никами можно договориться о правилах игры, но невозможно слиться в рамках «единого полюса».

Хотя процессы глобализации открыли воз­можности для сотрудничества государств в раз­личных сферах, однако нельзя отрицать сущест­вования взаимоисключающих интересов, неравномерностей и искажений, наличия множества барьеров на пути прогрессивного движения.

Можно предположить, что глобализация за­тронет в первую очередь правовые системы госу­дарств, поскольку их общение реализуется в наи­большей мере на правовом уровне, в правовых формах и правовыми средствами. Внутригосудар­ственное регулирование общественных отноше­ний в преобладающей степени зависит от согласованности норм национального права и принци­пов и норм международного права. Например, в юридической литературе утверждается, что в России в настоящее время идет становление су­дебного прецедента. И хотя аргументы в обос­нование данной позиции представляются мало­убедительными и оспоримыми, тем не менее та­кая тенденция наблюдается в отношении решений Европейского Суда по правам человека.

Однако чтобы судебный прецедент действи­тельно утвердился в российской правовой систе­ме, необходимо, на мой взгляд, кардинально изме­нить систему высшего юридического образова­ния в нашей стране. Как известно, в настоящее время оно сориентировано на изучение действую­щего законодательства (которое отличается нестабильностью), а не на усвоение правовых прин­ципов, юридических ценностей, демократической и гуманистической идеологии, не на формирова­ние прогрессивного мышления и правосознания, т.е. того, что позволит нашим судьям создавать универсальную норму права. Но влияние глоба­лизации на правовую систему – тема самостоя­тельного научного исследования.