Влияние процессов глобализации на функционирование государств.
Совершенно очевидно, что процессы глобализации приобретают всеохватывающий и необратимый характер. Это обусловлено тем, что на первый план выдвигаются проблемы, имеющие значимость для всего мирового сообщества, всех народов и государств, и они не могут быть решены отдельным государством в одиночку. Это проблемы общественной безопасности, борьбы с международным терроризмом, наркобизнесом, решение экологических вопросов, защиты общечеловеческих ценностей, в том числе прав и свобод человека
Бесспорным фактом является интернационализация материального производства, углубление международного разделения труда, что активизирует обменные процессы, экономическое, финансовое и торговое сотрудничество государств. Интеграционным процессам способствует и глобальная научно-техническая революция, создание общепланетарного информационного пространства, обмен культурными и социальными достижениями.
В юридической литературе справедливо отмечается, что глобализация вносит изменения в саму концепцию цивилизации, поскольку нависшая над современным миром опасность глобальной ядерной катастрофы впервые в истории ставит вопрос самовыживания человечества. Отсюда перед всеми государствами стоит задача формирования нового мирового порядка (миропорядка), который обеспечивал бы безопасность всех народов и стран, способствовал бы их сотрудничеству на основе принципа гармонизации национальных и международных интересов. Следовательно, процессы глобализации содействуют единению государств перед лицом глобальных проблем и вносят серьезные изменения в их внутреннюю и внешнюю политику.
Можно сделать вывод, что указанные объективные процессы не оставляют выбора практически ни одному государству, кроме посильного участия в решении глобальных проблем, в укреплении мирового правопорядка.
Однако глобализация несет в себе не только позитивные изменения, но и немалые негативные последствия. Наиболее ощутимы они в сфере экономики. Эти процессы весьма глубоко и образно раскрыл американский экономист Джозеф Стиглиц в книге «Глобализация и ее разочарования» (Нью Йорк, 2000).
Резкий контраст между быстро растущими капиталами американских предпринимателей и ухудшением экономического положения в странах «третьего мира», а также в посткоммунистических странах, послужил причиной мощного антиглобалистского движения. И хотя ряд экономистов и политиков объясняют негативные последствия глобализации чисто субъективными факторами, например, ошибками в деятельности Международного валютного фонда, думается, что рыночная экономика с ее механизмами конкуренции, стремлением приобрести максимально возможную прибыль, соперничеством отдельных корпораций и стран, наличием взаимоисключающих интересов и т.п. превращают такие требования политики глобализации, как скоординированное воздействие на мировую экономику, прозрачность экономической деятельности государств, а также деятельности Международного валютного фонда и Всемирного банка, доступность их для внешних проверок и независимых экспертных оценок, в утопические проекты и изыскания. Об этом свидетельствует, в частности, политика США, которые заставляют «третьи страны» открывать свои рынки, а затем с помощью антидемпинговых средств препятствуют экспорту их товаров в США. Здесь, как представляется, справедливой скоординированности нет и не может быть.
Нельзя не учитывать и такие факторы, как недостаточно эффективное управление экономикой во многих странах, неравномерное распределение ресурсов в мировой экономике, наконец, коррумпированность власти. Все это отрицательно сказывается на развитии мировой экономической структуры и управлении международной финансовой системой, вселяет неверие народов развивающихся стран в благую роль глобализации и рациональность проводимых под ее влиянием реформ.
Возрастание влияния глобализации на жизнь всех государств не может не сказываться в первую очередь на внутренних и внешних функциях государства. Обычно в юридической литературе отмечается такая важная тенденция в развитии внутренних функций государства, как их интернационализация, т.е. придание внутренним функциям значительного международного аспекта, их тесное взаимодействие с внешней средой, взаимосвязь внутренней и внешней политики государства. Отсюда вытекает, что внутренние функции государства не могут развиваться исключительно на собственной основе, определяться целями, задачами, базирующимися только на национальном интересе, без учета интересов международного сообщества. Ведь каждое государство не существует изолированно от других государств, все они связаны узами международного сообщества, необходимостью участвовать в решении глобальных проблем, следовательно, они должны согласовывать свои интересы с общими интересами данного сообщества.
Так, глобализация вносит определенные изменения в содержание политической функции под углом зрения обязанности государства обеспечивать оптимальные условия для всестороннего и наиболее полного развития институтов демократии и демократического управления обществом. Следует согласиться с проф. И.И. Лукашуком в том, что «в наше время происходит глобализация демократических ценностей. Демократия признается принципом всеобщего значения. Право на нее становится глобальным правом, которое в растущей мере будет поддерживаться международным сообществом в целом».
В отечественной науке теории государства и права утвердилось положение о том, что главную направленность политической функции современного государства составляет обеспечение народовластия. Это предполагает реализацию народом трех полномочий: во-первых, участия в формировании представительных органов власти, уполномоченных от имени народа осуществлять государственную власть в стране и решать местные вопросы в муниципальных образованиях; во-вторых, участвовать в принятии государственных решений посредством, например, референдума; в-третьих, право контроля за осуществлением государственной власти и реализацией принятых решений.
Что касается контроля, то в Российской Федерации это самое слабое и уязвимое звено народовластия и демократической системы в целом. Народ России не обладает юридическими средствами непосредственного контроля за деятельностью институтов власти. Избиратели не вправе досрочно отозвать своего депутата из представительных органов власти, если они работают ненадлежащим образом либо злоупотребляют своими полномочиями. Депутатская неприкосновенность, ставшая на протяжении многих лет предметом острых дискуссий, по существу выводит депутатов из-под контроля своих избирателей. Ссылки на зарубежный опыт парламентов, установивших свободный мандат депутатов, не учитывают особенностей российской действительности, где каждый пост, в том числе и депутатский, рассматривается в качестве средства личного обогащения. Поэтому в России как нигде необходим контроль народа за осуществлением государственной власти.
В плане реализации политической функции государства заслуживает пристального внимания проблема государственного суверенитета, обеспечение которого, как и его защита, составляют важный аспект анализируемой функции.
Вызывает решительное возражение периодически появляющийся в юридической литературе тезис о том, что перед лицом глобальных проблем «отступает и суверенитет отдельного государства». Утверждается также, что существует самостоятельная категория «международно-правовой суверенитет. Думается, что подобные утверждения – одно из негативных проявлений глобализации.
Предложение отказаться от государственного суверенитета равносильно отказу от принципа территориальной целостности государства. Никакие глобальные интересы, на мой взгляд, не могут вести к отрицанию верховенства государственной власти на своей территории. Другое дело, что само государство, исходя из общечеловеческих, общепланетарных интересов, добровольно соглашается на самоограничение своих прерогатив. Иначе неизбежно силовое вмешательство государств, обладающих экономическим и военным могуществом, в дела других стран, как это имело место в отношении Ирака.
Государственный суверенитет – не архаизм прошлых эпох, а актуальная юридическая и политическая категория нынешнего времени. Нельзя не считаться с желанием народов жить по своим обычаям, законам, религиозным и иным нормам, выбирать близкое по духу государственное устройство, устанавливать соответствующий политический режим. В противном случае неизбежно навязывание другим народам своего образа жизни, своих ценностей и восприятия мира. Если те или иные ценности действительно имеют общечеловеческое значение, то они будут добровольно восприняты всеми народами, как это происходит в Японии, Южной Кореи и др.
В этом плане можно сослаться на документы Всемирной конференции по правам человека (Вена, июнь 1993 г.), которая констатировала: «Демократия основывается на свободно выраженной воле народа определять свои собственные политическую, экономическую, социальную и культурную системы и на его полном участии во всех аспектах своей жизни».
Таким образом, можно заключить, что международное сообщество не вправе переступать границы государственного суверенитета. Лишь само государство может добровольно принять на себя обязательства определенного рода, а это вытекает из суверенного права государства как члена международного сообщества.
Современные процессы глобализации существенным образом отражаются на реализации экономической функции государства. Это обусловлено тем, что глобализация предполагает прежде всего интернационализацию рынков, усиление влияния транснациональных корпораций, утверждение господства надгосударственных структур, которые создаются в результате экономической интеграции государств. Указанные процессы, в свою очередь, серьезно сокращают возможности управления национальной экономикой со стороны государства. Транснациональный же капитал приобретает силу в регулировании глобальной экономики и при желании способен обрушить рынок любого государства.
Негативные последствия глобализации в сфере экономики дали основание некоторым ученым утверждать, что процессы глобализации «вымывают основу экономической функции государства и ставят само существование государства как политического института под сомнение». Они выводят «из-под сферы влияния государства значительный функциональный сектор».
Нельзя не согласиться с тем, что глобализация экономики резко обострила конкуренцию и дальнейшее углубление международного разделения труда. Внедрение новых производственных информационных технологий актуализирует проблему уточнения экономической функции современного государства, поиски новых форм его экономической политики.
Однако несмотря на засилие в результате экономической интеграции транснациональных корпораций, продолжает сохраняться заинтересованность отдельных государств в стабильном развитии национальной экономики, в максимальной концентрации возможностей страны на решении приоритетных задач строительства эффективного внутреннего хозяйства.
Следовательно, в условиях глобализации сохраняется такой аспект экономической функции государства, как государственное гарантирование экономической деятельности при обострении конкуренции (монополизма), охрана прав потребителей от недобросовестного производителя, определение правовых основ рынка, в частности, обеспечение равноправия всех форм собственности, правовая защита собственника, стимулирование государственными средствами эффективной рыночной экономики, достижение в национальном предпринимательстве сбалансированности интересов личности, общества и государства.
Глобализация экономики смещает центр тяжести государственного контроля за регулированием и развитием экономических процессов с макроуровня на региональный и отраслевой, а также на микроуровень (предприятие). На макроуровне можно прогнозировать тенденцию усиления влияния надгосударственных экономических институтов и концентрацию в них средств и рычагов экономического регулирования. Тем не менее с отдельных государств не снимается ответственность за выработку механизма, позволяющего адаптироваться к изменяющимся экономическим отношениям и обеспечивать благосостояние собственного общества во избежание внутренних социальных конфликтов и дестабилизации обстановки в стране.
Таким образом, вряд ли можно утверждать, что глобализация «вымывает основу экономической функции государства». На мой взгляд, экономическая нагрузка национального государства не уменьшается, а напротив, возрастает; особенно важна роль экономической стратегии в согласовании национальных интересов общества с общими интересами международного сообщества, так как от благосостояния каждой страны зависит благосостояние человечества в целом. Именно такую направленность должно иметь развитие глобализации, именно такая результативность способна превратить позитивные предпосылки экономической интеграции в реальность.
Под влиянием глобализации наибольшей трансформации подвержена социальная функция, в которой ярко выражено общесоциальное начало государства – снятие или смягчение социальных противоречий в обществе путем использования цивилизованных средств их разрешения, а также достижение достойных для жизни человека условий посредством гарантирования определенного объема социальных благ за счет государства.
Глобализация и интернационализация мировых экономических процессов подвергли кардинальному преобразованию рынок труда и отношения занятости. Зримые тенденции в указанной сфере обусловлены глобализацией рынков производства, возрастанием конкуренции на рынке труда, воздействием новых технологий, в том числе развитием микроэлектроники, искусственного интеллекта, электронного обмена данных и «бума» цифровой телесвязи. Все это формирует новые условия труда и занятости, например, уменьшает численность используемой рабочей силы, способствует использованию гибкой системы занятости, позволяя переходить от постоянной занятости к частичной, временной работе, работе на полставки, по контракту, к дистанционному наличию рабочих мест (работа на персональном компьютере дома) и т.д. В литературе приводятся следующие данные: в промышленно развитых странах за последние 10-12 лет вклад частичной занятости в общее число работающих составил 50-52% всего прироста, а в таких странах, как Австралия, Германия, Ирландия, Япония доля частично занятых достигла 70-80% всех вновь созданных рабочих мест. При этом на места с сокращенным графиком работы претендуют в первую очередь женщины. И если для мужчин число мест с неполным рабочим днем увеличилось на 10%, то для женщин – на 32%.
Представляется возможным выделить следующие особенности в организации рынка труда и занятости под воздействием глобализации:
отсутствие гарантий стабильной занятости;
возрастание временной занятости и появление новых ее форм, продиктованных технологическими изменениями, например, перемещение трудовой деятельности в виртуальный мир (электронная торговля – яркий тому пример). Это требует меньшего количества работников, но более высокой их квалификации;
снижение влияния профсоюзов.
Последняя из перечисленных тенденций может быть объяснена фундаментальными изменениями в характере труда и отношениях между работниками и предпринимателями. Снизился уровень социального партнерства между предпринимателями и профсоюзами по поводу определения условий труда, заключения коллективных соглашений и т.д. В литературе указывается на трудности в деятельности профсоюзов в Южной Африке, на Тайване, в Венгрии. Снижается число членов профсоюзов в США, других промышленно развитых странах. Однако исследователи отмечают, что роль профсоюзов остается положительной и необходимой для сохранения демократии в сфере занятости. Профсоюзы не потеряли статуса наиболее представительных органов работников, в том числе при проведении трехсторонних переговоров. Будущее профсоюзов в значительной степени зависит от организованности тех, кто работает на основе нетипичных форм занятости. Например, в Швеции такие работники объединены в профсоюзы в той же степени, что и занятые на постоянной работе.
Отмеченные факторы заставляют государства пересматривать свою социальную политику и роль в обеспечении социальной защиты населения. В качестве отрицательных последствий глобализации можно предположить возврат к принципу индивидуализма в области социального обеспечения, согласно которому работа и стабильный доход позволяют накопить определенные сбережения для пенсии по старости и других случаев утраты трудоспособности.
В наибольшей мере глобализация затронула экологическую функцию государства. Как известно, в достижении высокого качества окружающей среды заинтересовано все международное сообщество. Поэтому экологические проблемы приобретают глобальное значение. Особая роль в решении глобальных проблем принадлежит странам, обладающим высоким промышленным, научно-техническим и природоресурсовым потенциалом. На долю этих стран приходятся значительные масштабы загрязнения природной среды, в том числе появление «парникового эффекта», изменения климата на Земном шаре. Потребности рыночной экономики ведут к игнорированию правил рационального природопользования, сохранения и освоения лесов, растительного и животного мира. А это вызывает неблагополучие жизни от негативного воздействия хозяйственной деятельности на природную среду, отрицательно сказываясь на продуктах питания и, в конечном счете, на здоровье людей.
Ухудшение окружающей экологической обстановки во всех странах мира, рост экологических катастроф, аварийности на производстве из-за несоблюдения технологических режимов диктуют необходимость объединения усилий всех государств, установления между ними партнерских отношений для совместной целенаправленной природоохранной деятельности, создания системы мониторинга за состоянием окружающей среды и здоровьем населения, для реализации экологических программ и проектов, оперативного обмена информацией в данной сфере, проведения согласованной экологической политики и укрепления всеобщей экологической безопасности.
Глобализация в экологической сфере открывает огромные возможности всем странам и народам для обеспечения безопасности человечества, что может быть достигнуто лишь совместными усилиями государств.
Именно в области экологии государства взаимозависимы в наибольшей мере (энергоресурсы, сырье и т.д.). Экологические проблемы имеют планетарное значение, они не исчерпываются пределами одного государства. Поэтому важно наладить активное сотрудничество государств друг с другом, объединить усилия в борьбе с негативными последствиями научно-технического прогресса и неблагоприятного воздействия человека на природную среду, принять согласованные экологические решения и упорядочивающие действия.
К числу функций государства, имеющих не только чисто внутренний, но и глобальный аспект, относится функция защиты и охраны прав и свобод личности. Права человека признаны всем международным сообществом в качестве общечеловеческой ценности. Это предполагает проведение государствами согласованной политики в отношении соблюдения стандартов прав и свобод личности, создание специальных международных органов по контролю за соблюдением государствами прав и свобод человека и гражданина.
Международным сообществом сформирована универсальная концепция прав человека, уважение которых возведено в ранг общепризнанных принципов международного права. Это возлагает на все государства обязанность соблюдать и гарантировать исторически достигнутые стандарты прав человека, что составляет приоритетную сферу общих интересов международного сообщества. Права человека служат главным критерием демократичности государства. Они лежат в основе политики в отношениях с другими государствами и со всем мировым сообществом. Интернационализация проблемы прав человека обусловила перерастание ее из внутреннего дела государства в фактор международной политики и права, в признание международной юрисдикции по вопросам прав человека.
Что касается внешних функций государства, то процессы глобализации внесли кардинальные изменения в формы и содержание межгосударственного общения.
Глобализация активизировала осуществление внешних функций, в том числе внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, которые все более приобретают мировой масштаб. Появление общих интересов у государств, единение их на базе общечеловеческих интересов обусловили интернационализацию национальных интересов государств. Так, практически все государства заинтересованы в поддержании мирового правопорядка, в том числе в международном сотрудничестве по коллективной безопасности и совместной обороне, поскольку в современных условиях ни одно государство не в состоянии защитить себя в одиночку.
Функция поддержания мирового порядка предполагает объединение усилий государств по разоружению, ликвидации ядерного оружия, запрещению оружия массового уничтожения и т.д.
Мировой правопорядок может быть достигнут посредством сотрудничества государств в таких сферах, как борьба с организованной транснациональной преступностью, наркобизнесом, международным терроризмом, торговлей людьми, похищенными автомашинами, рынком порнографии, сексуальных услуг и пр.
Одним из отрицательных последствий глобализации стал генезис транснациональной преступности с присущими ей качествами интеграции, специализации, появлением преступных сообществ с четкой организацией, обосновавшихся в одном государстве и действующих в нескольких государствах с наиболее благоприятной конъюнктурой. В настоящее время деятельность таких преступных сообществ приобрела глобальные масштабы и приносит транснациональным преступным группам прибыль, превышающую размер национального дохода некоторых стран. Анализ состояния преступности, в том числе транснациональной, позволил исследователям прийти к выводу о том, что в XXI в. будет преобладать ужесточающаяся, организующаяся, интеллектуализирующаяся, вооружающаяся и неуклонно растущая преступность. Это означает, что борьба с транснациональной преступностью должна вестись исключительно международными усилиями, посредством сотрудничества всех стран и соответствующих международных организаций.
Участие международного сообщества необходимо и в регулировании межнациональных конфликтов, которые нередко сопровождаются нарушением прав человека и, следовательно, требуют международного вмешательства.
Важно отметить, что прекращение существования мировой социалистической системы способствовало ликвидации острых антагонизмов, оздоровлению международной обстановки, укреплению доверия между государствами, сделало возможным достижение реальной договоренности между ними по вопросам глобальных проблем. В результате процессы глобализации получили мощный стимул для развития.
Успехи в решении проблем глобализации дали основание отдельным ученым объявить устаревшим деление функций государства на внутренние и внешние, поскольку глобализация, по их мнению, стирает грани между внутренней и внешней политикой. В связи с этим было высказано соображение о введении единой классификации функций, объявлении их общими для реализации как внутри страны, так и за ее пределами.
Предлагается выделять пять групп общих функций:
1) экономическая,содержание которой составляет обеспечение нормального функционирования и развития экономики, организации внешнеэкономических связей и т.д.;
2) политическая,или функция безопасности, которая направлена на обеспечение государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия, охрану суверенитета;
3) социальная,содержание которой составляют охрана прав и свобод населения, осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержание необходимого уровня жизни населения, создание надлежащих условий для труда, его оплаты, быта и др.;
4) идеологическая,которая имеет целью поддержание определенной идеологии, в том числе религиозной, организацию образования, поддержание науки, культуры и т.д.;
5) экологическая,связанная с охраной окружающей среды.
Думается, что несмотря на усиление взаимозависимости государств, приобретение внутренними и внешними функциями государства международных аспектов, национальная политика и национальные интересы продолжают доминировать во внутренних функциях. Ключевые национальные интересы – обеспечение порядка внутри страны, контроль за ресурсами, ответственность государства за благополучие своего населения, эффективность законодательства, налоговой политики, стабильность внутреннего развития и наращивание собственной мощи направлены по сути дела на самосохранение государственно организованного общества. Эти интересы являются движущей силой государственной политики.
В условиях глобализации национальные интересы не утрачивают своей значимости, хотя, несомненно, усложняются, дифференцируются, приобретают новые аспекты и обнаруживают пределы своего существования. Как справедливо отмечает французский ученый Ф. Моро-Дефарж, «государства и государственные границы продолжают существовать. Конечно, имеется немало способов открывать эти границы для международной торговли, туризма, перемещения капиталов и информационных потоков. Тем не менее государства сохраняют за собой право законодательного регулирования режима границ. Пока будут оставаться суверенные государства, останутся и границы, даже если их пересечение не связано со значительными трудностями».
Надо также подчеркнуть, что каждое государство имеет внутренние потребности и интересы, которые во многом определяют его внешнюю политику. Формы и методы реализации внутренних и внешних функций существенно различаются. Так, как действует государство внутри своей страны, оно не может действовать во взаимоотношениях с другими государствами. Поэтому представляется преждевременным объединять внутреннюю и внешнюю политику в одну сферу деятельности государства.
В связи с тем, что в отечественной и зарубежной литературе широко используются термины «глобализация» и «интеграция» возникает вопрос об их тождественности. Однако устанавливать прямое тождество между этими понятиями вряд ли целесообразно.
На мой взгляд, понятие глобализации шире, чем понятие интеграции. Интеграция означает сближение политической, экономической, правовой, духовно-культурной систем нескольких государств и регионов в процессе традиционного межгосударственного сотрудничества.
Глобализация предполагает всеохватывающий процесс взаимодействия и взаимовлияния практически всех государств мира. Но дело не только в объеме, но и в качестве, формах и содержании такого взаимодействия. Представляется, что глобализация имеет высокую степень и глубину взаимопроникновения норм, идей, правил сотрудничества государств, введение конкретных стандартов общения. Оно возможно лишь на высоком уровне развития цивилизации, так как формирует общие цели и долговременные интересы человечества на основе осознания единства мира перед лицом нарастающей угрозы его выживанию.
Интеграция большого количества государств в единую экономическую систему, рост взаимозависимости всех стран мира и признание человеческих ценностей в качестве главных ориентиров в межгосударственных отношениях не дают основания для утверждения, будто на Земле установился мировой порядок, который характеризуется однополярностью (униполярностью).
Версия об однополярности современного мироустройства встречает резкую критику со стороны многих ученых и политических деятелей. Более того, утверждается, что современный мир так же многополярен, как и много лет назад. В экономическом и политическом развитии стран сохраняются большие различия. Они создают значительные препятствия для налаживания сотрудничества промышленно развитых стран Запада с государствами «третьего мира» и внезапно обедневшими странами бывшего социалистического лагеря. А единство невозможно между бедными и богатыми регионами, когда ведется острая конкурентная борьба за рынки сбыта, против проникновения иностранного капитала, когда национальная экономика ставится в зависимость от решений, принимаемых за границей. Как правильно отмечает К.Э. Сорокин, с соперниками можно договориться о правилах игры, но невозможно слиться в рамках «единого полюса».
Хотя процессы глобализации открыли возможности для сотрудничества государств в различных сферах, однако нельзя отрицать существования взаимоисключающих интересов, неравномерностей и искажений, наличия множества барьеров на пути прогрессивного движения.
Можно предположить, что глобализация затронет в первую очередь правовые системы государств, поскольку их общение реализуется в наибольшей мере на правовом уровне, в правовых формах и правовыми средствами. Внутригосударственное регулирование общественных отношений в преобладающей степени зависит от согласованности норм национального права и принципов и норм международного права. Например, в юридической литературе утверждается, что в России в настоящее время идет становление судебного прецедента. И хотя аргументы в обоснование данной позиции представляются малоубедительными и оспоримыми, тем не менее такая тенденция наблюдается в отношении решений Европейского Суда по правам человека.
Однако чтобы судебный прецедент действительно утвердился в российской правовой системе, необходимо, на мой взгляд, кардинально изменить систему высшего юридического образования в нашей стране. Как известно, в настоящее время оно сориентировано на изучение действующего законодательства (которое отличается нестабильностью), а не на усвоение правовых принципов, юридических ценностей, демократической и гуманистической идеологии, не на формирование прогрессивного мышления и правосознания, т.е. того, что позволит нашим судьям создавать универсальную норму права. Но влияние глобализации на правовую систему – тема самостоятельного научного исследования.