III. Заимствования из родственных славянских языков
Из родственных языковых заимствований особо выделяется значительная по
составу группа слов старославянского происхождения. Однако немалую роль в
обогащении русского языка сыграли и слова, пришедшие из других славянских
языков - белорусского, украинского, польского, словацкого и др.
Старославянизмы получили широкое распространение на Руси после
принятия христианства, в конце Х в. Они пришли из близкородственного
старославянского языка, который длительное время использовался в ряде
славянских государств в качестве литературного письменного языка,
употребляемого для перевода греческих богослужебных книг. В его южнославянскую
основу органично вошли элементы из языков западно- и восточнославянских, а
также немало заимствований из греческого. С самого начала этот язык применялся
прежде всего в качестве языка церкви (поэтому его иногда называют
церковнославянским или древнецерковноболгарским). В разных странах он принимал
черты местных языков и в этом виде использовался за пределами собственно
литургических текстов. В памятниках древнерусской письменности (особенно в
летописях) нередки случаи смешения старославянского и русского языков. Это
свидетельствовало о том, что старославянизмы не были чуждыми заимствованиями и
прочно укреплялись в русском языке как близкородственные.
Из старославянского языка в русский пришли, например, церковные термины:
священник, крест, жезл, жертва и др.; многие слова, обозначающие абстрактные
понятия: власть, благодать, согласие, вселенная, бедствие, добродетель и др.
Старославянизмы, заимствованные русским языком, не все одинаковы: одни из них
являются старославянскими вариантами слов, существовавших еще в
общеславянском языке (глад, враг и др.); другие являются собственно
старославянскими (ланиты, уста, перси, истина и др.); причем существующие
исконно русские слова, синонимичные им, совершенно иные по своей фонетической
структуре (щеки, губы, груди, правда и др.). Наконец, выделяются так
называемые семантические старославянизмы, т.е. слова по времени появления
общеславянские, однако получившие особое значение в старославянском языке и с
этим значением вошедшие в состав русской лексики (грех, Господь и др.).
Старославянизмы по сравнению с русскими вариантами имеют звуковые
(фонетические), морфологические и семантические отличительные признаки.
К основным звуковым относятся: 1) неполногласие, ср.: врата - ворота, плен -
полон; 2) начальные ра, ла, ср.: равный, ладья - ровный, лодка; 3) сочетание
жд, согласный щ, ср.: хождение - хожу, освещение - свеча; 4) е в начале слова
и перед твердым согласным, ср.: единица - один, перст - наперсток и др.
Морфологическими признаками являются, например, отдельные
словообразовательные элементы: 1) приставки воз- (воздать, возвратить), чрез-
(чрезмерный) и др..; 2) суффиксы -стви(е) (благоденствие), -ч(ий) (ловчий), -
знь (жизнь), -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ- (сведущий, тающий, лежащий, горящий); 3)
характерные первые части сложных слов: бого-, добро-, зло-, грехо-, душе-,
благо- и т.п. (богобоязненный, добродетельный, злонравие, грехопадение,
душеполезный, благословение).
Старославянские слова обладают и некоторыми семантико-стилистическими
признаками. Так, по сравнению с русскими вариантами старославянизмы,
первоначально используемые преимущественно в богослужебных книгах, сохранили
более отвлеченное значение, например: увлечь (ср. русск. уволочь), влачить
(ср. русск. волочить), страна (ср. русск. сторона). Поэтому старославянизмы
нередко сохраняют оттенок книжности, стилистической приподнятости.
Примечание. Проф. Г.О. Винокур старославянизмы с
неполногласными основами делил на славянизмы по происхождению, т.е. славянизмы
с определенными фонетическими и морфологическими чертами, и старославянизмы по
стилистическому употреблению.
В группе славянизмов по происхождению он выделял:
а) старославянские слова, русские варианты которых хотя и зафиксированы в
древних памятниках, но неупотребительны: благо - болого, влага - волога и
др.;
б) старославянизмы, употребляемые наряду с русским вариантом, имеющим иное
значение: гражданин - горожанин, главный - головной, прах - порох, млечный -
молочный;
в) старославянизмы, редко употребляемые в современном языке, имеющие русские
варианты: брег - берег, глас - голос, врата - ворота, злато - золото, млад -
молод и др. Использование слов последней группы (например, в поэтической
речи) стилистически уместно и оправдано. Эти славянизмы являются славянизмами
и по происхождению, и по стилистическому употреблению (см.: Винокур Г.О.
Избранные работы по русскому языку. М„ 1959. С. 443).
В русском языке есть заимствования из других близкородственных славянских
языков, например из белорусского, украинского, польского, словацкого и др. По
времени проникновения они являются более поздними, чем старославянизмы. Так,
отдельные заимствования из польского языка датируются XVII-XVIII вв. Часть из
них, в свою очередь, восходит к европейским языкам (немецкому, французскому и
др.). Но немало и собственно польских слов (полонизмы). Среди них есть такие,
которые являются названием жилья, предметов быта, одежды, средств
передвижения (квартира, скарб, дратва, байка (ткань), бекеша, замша, кофта,
карета, козлы); названием чинов, рода войск (полковник, устар. вахмистр,
рекрут, гусар); обозначением действия (малевать, рисовать, тасовать,
клянчить); названием животных, растений, пищевых продуктов (кролик, петрушка,
каштан, барвинок - растение, булка, фрукт, миндаль, повидло) и др. Некоторые
полонизмы пришли в русский язык через посредство украинского или белорусского
языков (например, маевка, молчком, пан и др.).
Из украинского языка пришли слова борщ, брынза (переоформленное румынское),
бублик, гопак, детвора и др.
Все родственные славянские заимствования были близки русскому языку, его
системе, быстро ассимилировались и лишь этимологически могут быть названы
заимствованиями.