Пути минимизации безработицы.

При разработке федеральной и региональной программой обеспечения занятости населения необходимо учитывать определенную специфику России исходя при этом из неоднократно проверенного факта: предотвратить безработицу невозможно, но можно и нужно минимизировать ее, одновременно смягчая социальные, политические и нравственные последствия неполного обеспечения трудоспособного населения работой. И речь идет не только о соблюдении интересов отдельного гражданина, но и об интересах государства, поскольку при безработице в 8-10% только на выплату пособий безработным уйдет 2,5% валового национального продукта.

Занятость надо рассматривать в числе важнейших социальных явлений, а происходящие в ней процессы - в числе фундаментальных, т.к. эти проблемы касаются самой материальной основы всех явлений и процессов общественной жизни - производства.

Только эффективная, продуктивная занятость создает материальную основу для реализации любых социальных программ.

Из этого следует, что в ряду социальных явлений, которые в основной своей массе имеют потребительский характер, занятости как категории, имеющей производственную сторону, принадлежит базовое место. И намечая меры социальной политики в сфере занятости в первую очередь следует сконцентрировать внимание на вопросах повышения ее продуктивности, эффективности. Но как раз с этой стороны проблемы занятости почти не решаются. Как показывают данные научных исследований мотивация высокопродуктивного труда не получила должного развития.

Попытки добиться устойчивой минимизации безработицы, оперируя только методами так называемой "активной политики занятости" (общественные работы и другие формы временной занятости, переподготовка кадров ,субсидирование создания новых рабочих мест, сохранение занятости за счет компенсационных выплат и субсидий к зарплате работникам видимой части скрытой безработицы (в качестве фактора, сдерживающего ее перелив в открытую форму) профилактика и ликвидация последствий массового высвобождения путем: а) тщательного подбора вариантов трудоустройства; б) опережающего профобучения высвобождаемых работников) по сути своей не могут обеспечить сколько-нибудь устойчивого результата.

Очевидно, что принципиальное решение проблемы возможно только на путях, обеспечивающих положительную динамику рабочих мест. Только на этой базе можно создать условия для надежной и устойчивой минимизации безработицы, да и решения более широких экономических задач.

Заметим, что при внешней схожести российская безработица принципиально отличается от аналогичного явления в странах Запада. Наше хозяйство, при всех его несовершенствах, свободно от главного фактора, порождающего на Западе ограничения занятости - от исчерпанности емкости рынка. Оценка емкости нашего рынка товаров и услуг свидетельствует о серьезных резервах. Поскольку насыщенность рынка товаров и услуг в России еще далека от нормативной, сохраняется объективная возможность наращивания объемов производства, а следовательно - наращивания рабочих мест - а следовательно, и возрастания спроса на труд (емкости рынка труда). Значит, возможно расширение объемов занятости, которое позволит устойчиво минимизировать безработицу.

Реализация перспектив развития занятости, основанная на идее вторичности рынка труда и зависимости его от рынка товаров и услуг предполагает и проведение соответствующей экономической политики, важнейшими направлениями которой видятся следующие:

1. Повышение уровня оплаты труда как фактор роста спроса на товары и услуги и соответствующее повышение возможностей роста производства и импорта.

2. Антимонопольные меры как фактор создания конкурентной рыночной среды и формирования доступных цен на товары и услуги.

3. Налоговая реформа и доступность кредита как фактор нормализации инвестиционного климата.

4. Контроль над соотношением импорта и внутреннего производства как фактор максимизации создания рабочих мест при расширении емкости рынка.

5. Ориентация маркетингового исследования рынка товаров и услуг на учет уровня потребления в сопоставлении с рациональными нормами как метод научно-обоснованного определения степени действительного насыщения рынка товарами и услугами.

6 .Защита от рэкета как фактор создания цивилизованного рынка.

7. Разработка методики определения влияния расширения емкости рынка товаров и услуг в регионах на динамику рабочих мест и изменение емкости рынка труда и соответствующих рекомендаций по маркетингу рынка труда и направлениям подготовки и переподготовки кадров в регионах.

Государственные гарантии незанятому населению должно заменить обязательное страхование структурной и профессиональной безработицы. Нужно очистить экономически обусловленную безработицу от социальных наслоений популистского толка: передать безработных, лишь эмитирующих трудовую активность, но зачастую неспособных к профессиональному труду, в органы социальной опеки для последующей трудовой реабилитации путем приобщения к посильным для них занятиям.

При разработке федеральной и региональной программой обеспечения занятости населения необходимо учитывать определенную специфику России исходя при этом из неоднократно проверенного факта: предотвратить безработицу невозможно, но можно и нужно минимизировать ее, одновременно смягчая социальные, политические и нравственные последствия неполного обеспечения трудоспособного населения работой. И речь идет не только о соблюдении интересов отдельного гражданина, но и об интересах государства, поскольку при безработице в 8-10% только на выплату пособий безработным уйдет 2.5% валового национального продукта.