Направления культурологических исследований.

Культурология включает в себя исследования по трем основным направлениям.

1. Морфология культуры. Морфология в широком смысле – учение о структуре объекта, формах его изменения. Морфология культуры объединяет исследования культуры как целостной системы, состоящей из взаимосвязанных элементов. В понятие культуры как универсальной системы входит представление о наличии неизменной, постоянной структуры, не зависящей от частных проявлений в образе жизни определенного народа. Например, можно представить культуру как единство трех компонентов – материальной, социальной и духовной культуры. Эти компоненты присутствуют в общественной жизни любых народов, сообществ – начиная от небольших племенных групп и заканчивая огромными многонациональными империями, государствами. То же касается функций культуры: они постоянны, хотя реализуются в создании различных объектов и практик. Например, одной из функций культуры является коммуникативная, реализующаяся в создании средств общения между людьми. Такие средства различны, но есть универсальное средство – естественный язык, без которого немыслимо само существование человеческого сообщества. Помимо структуры и функций культуры предметом морфологического исследования становятся совокупности повторяющихся в истории характерных черт, присущих образу жизни различных народов, или типы культуры. Исследование наиболее общих, универсальных закономерностей связано также с определением моделей социокультурного развития – динамики культуры.

2. Культурогенез. В этом направлении, что видно из самого названия, объединены исследования происхождения и развития различных культурных форм. Например, мы называем в качестве элементов культуры искусство, религию, политику, науку и многое другое. Очевидно, что изначально, в древнейшие времена, культура не содержала в себе все эти элементы. Они возникали постепенно, определяясь как самостоятельные формы практической и теоретической деятельности, причем их специфика зависела не только от уровня развития сознания человека, но и от конкретных условий, культурного контекста. По мере формирования государств, развития связей между народами, конкретные практики мифотворчества, изображения, лечения, управления, наблюдения приобретают статус общих культурных форм, становятся элементами культуры. Каким образом и почему возникают эти формы – вот проблемы культургенетических исследований, решение которых помогает прояснить, что такое сама культура.

3. Феноменология культуры. Современное гуманитарное знание ориентировано на поиск значений, смыслов, которые все происходящее в мире имеет для человека. Долгое время культурологические исследования ограничивались рассмотрением культуры как объекта, чего-то созданного человеком, но существующего по своим законам, независимо от человеческого сознания, объективно. Между тем важнейшим предметом культурологического исследования является проявление культуры на субъективном уровне, то, как человек понимает и интерпретирует окружающий мир через призму собственных, сформированных в культуре смыслов. Культура может быть рассмотрена как «жизненный мир» человека, то основание, которое определяет понимание между людьми, оценку, мотивы и формы, цели и смысл его действий.