ВОПРОС 12. Конструирование инструментария опроса. Выбор формата вопросов.

Какую бы схему опроса мы ни избрали, нам в любом случае нужно будет разработать серию вопросов, используемых в качестве рабочего средства для получениянеобходимых измерений. Эта процедура представляет собой продолжение процесса операционализации понятий, начатого на этапе концептуализации; целью ее является разработка инструментария опроса, т. е. либоанкеты, которую респондент заполняет самостоятельно, либо бланка интервью, который заполняется интервьюером в ходе проведения интервью.При разработке инструментария исследователю следует обращать внимание на: (а) содержание, (б) тип, (в) форму, (г) словесную формулировку и (д) порядок вопросов. Содержание вопроса обусловливается общей исследовательской проблемой или гипотезой и в свою очередь определяет ту информацию, которая может быть получена из ответа. Что нужно знать, чтобы подтвердить гипотезу, и какие вопросы нужно задать, чтобы получить необходимую информацию? Очень важно уметь ясно себе представлять одновременно и то, какую информацию мы желаем получить в ответ на каждый вопрос анкеты, и то, как эта информация будет использована при анализе данных, что нового она внесет в наши знания об объекте исследования.Точность результатов опроса, проводимого в любой форме, в значительной степени зависит от качества применяемого инструментария (анкеты или бланка интервью). Анкета — это объединенная одним исследовательским замыслом система вопросов, позволяющих получить информацию, необходимую для выработки решений по исследуемой проблеме. Анкеты могут содержать вопросы:
о фактах и совершенных ранее действиях («Совершали ли вы туристскую поездку в прошлом году?»);
знаниях, осведомленности («Какие туристские фирмы вам известны?»);
предполагаемых действиях в будущем («Собираетесь ли вы воспользоваться услугами нашей фирмы в следующем году?»);
отношениях, оценках («Какие характеристики туристского продукта наиболее важны для вас?», «Оцените, пожалуйста, следующие характеристики туристского продукта»);
личных характеристиках респондентов («В каком районе города вы живете?»). По форме представления различают закрытые, открытые и нолузакрытые вопросы. Закрытые вопросы предполагают выбор ответов иа полного набора вариантов, приводимых в анкете. Основное преимущество использования данного тина вопросов состоит в том, что они позволяют использовать автоматизированную обработку данных. Однако при этом в них скрывается существенный недостаток: выбор ответов со стороны респондента ограничен. Именно поэтому обязательным при использовании закрытых вопросов является требование, чтобы все значимые аспекты исследуемой проблемы были отражены в предлагаемых респонденту вариантах ответов. Существуют два тина закрытых вопросов: альтернативный (дихотомический) и многовариантный (с выборочным ответом). Альтернативный вопрос предполагает выбор из двух вариантов ответа. 11 ри -ведем пример альтерпативиого.вопроса.