Мотивация деятельности социального работника.

В процессе совершенствования профессиональной деятельности социальных работников на современном этапе актуальной является проблема использования педагогической технологии, характерными чертами которой выступают: обучение на основе интеграции с наукой и педагогической практикой, профессионально-творческая направленность обучения, ориентация обучения на личность, на развитие опыта самообразовательной деятельности, инновационность.

Организация совершенствования профессиональной деятельности социальных работников осуществляется в соответствии со следующими принципами технологии: объективности; личной заинтересованности каждого ее участника; соответствия государственным, общественным и личным интересам; перспективности профессиональной самореализации; целостности; конфиденциальности и корректности.

Диагностическая работа является основной базой для определения результативности и выработки научно обоснованных рекомендаций по оптимизации любой деятельности. Она особенно необходима при изучении приоритетных направлений работы по выявленной проблеме, понимания имеющегося в наличии уровня знаний, умений и навыков, а также своевременной коррекции возможных нежелательных отклонений.

Система совершенствования професиональной деятельности социальных работников включает проведение лекционных, семинарских занятий, тренингов, а также оргнизацию самостоятельной работы. На лекционные занятия выносятся наиболее общие теоретические вопросы, обеспечивающие целостное понимание ключевых проблем социальной работы, закладывающие методологические и научные основы для дальнейшей самостоятельной работы. Семинарские занятия предусматривают дискуссии, способствующие осмыслению ведущих положений социальной работы, формированию практических навыков составления программы работы и ее осуществления. Тренинги способствуют выработке умений принимать решения, взаимодействовать в процессе совместной работы.

В процессе организации совершенствования профессиональной деятельности социальных работников мы использовали следующие методы работы: групповое решение профессиональной проблемы; метод статической ситуации; метод проектов; деловые игры: имитационные, ролевые, модельные; диктанты; кроссворды; семинары на тему «Ищем интересные подробности из профессиональной практики»; обобщающий семинар на тему «Что из полученных новых профессиональных знаний было для меня особенно полезно»; тестирование.

На основе анализа и обобщения литературных источников по проблеме исследования нами разработаны показатели профессиональной компетентности социального работника и уровни их проявления: творческий, активный, относительно-активный, а также уровни проявления профессионализма в социальной работе в зависимости от развития профессиональных знаний, умений, навыков и профессионального мировоззрения.

Оценка результативности сконструированной модели и разработанной на ее основе технологии управления совершенствованием профессиональной деятельности социальных работников – основная задача анализа результатов опытно-экспериментальной работы, который проводился до и после проведения опытно-экспериментальной работы.

До проведения опытно-экспериментальной работы нами отмечалась достаточно большая разница в уровне подготовки к осуществлению профессиональной деятельности, что мы связываем с отсутствием опыта у некоторых слушателей (разный стаж работы), наличием высшего или среднего профессионального образования, различными индивидуально-типологическими особенностями.

Удовлетворенность социальных работников условиями профессиональной деятельности была выявлена нами с помощью опросника «Степень удовлетворенности условиями деятельности». Анализ результатов показал, что высокую степень удовлетворенности респонденты испытывают от полезности, необходимости социальной работы (55,2 % от числа опрошенных), от перспективы профессионального и служебного роста.

(59,2 %), возможности проявления самостоятельности и инициативы в работе (43,4 %), соответствия работы имеющимся профессиональным способностям( 67,1 %), важности и ответственности выполняемой работы (36,8 %). Многие респонденты отмечали, что им нравится сам процесс выполняемой работы (61,8 % от числа опрошенных), возможность выполнять работу, уважаемую широким кругом людей (47,3 %), то, насколько эффективно организована работа в целом ( 40,7 %), взаимоотношения, сложившиеся с товарищами по работе (63,1 %), а также надежность места работы, дающая уверенность в завтрашнем дне, (35,5 %) респондентов.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что до проведения опытно-экспериментальной работы наибольшую значимость имели мотивы престижности статуса социального работника (4,23 %), возможности использования своего положения для решения узкоиндивидуальных проблем (3,98 %), стремление к доминированию, власти (3,61 %), в то же время возможности профессионального и личностного роста, личностного развития посредством профессиональной деятельности особого значения не придавалось (1,95 %). Низкий статус име-ли и такие мотивы, как влияние результата деятельности на удовлетворенность работой (1,89 %), значимость социальной работы (2,14 %), сотрудничество и совместная деятельность (2,15 %).

Данные, полученные после внедрения системы совершенствования профессиональной деятельности социальных работников, свидетельствуют о безусловном доминировании в сфере профессиональной мотивации социальными работниками мотивов, обусловленных осознанием особой миссии социальной работы: значимость социальной работы (4,95 %), влияние результата деятельности на удовлетворенность работой (4,86 %), творческий характер деятельности социального работника (4,68 %). Большую значимость имеют мотивы проявления личности в профессиональной деятельности и мотивы профессионального общения: возможность проявления и развития своей индивидуальности в профессиональной деятельности (4,97 %), профессиональный и личностный рост, возможность личностного развития посредством профессиональной деятельности (4,98 %), благоприятная психологическая атмосфера и межличностное общение, признание и авторитет в кругу коллег (4,96 %), сотрудничество и совместная деятельность (4,87 %). Низкий статус имели мотивы использования своего положения для решения узкоиндивидуальных проблем(2,12 %), престижности статуса социального работника (1,94 %), стремления к доминированию, власти (1,93 %).

В целом результаты проведенного исследования позволяют говорить о конструктивной направленности профессиональной мотивации социальных работников. При этом для каждого из них существует свой индивидуальный набор профессиональных мотивов, определяющих его профессиональное поведение. Однако при всем разнообразии мотиационных профилей общим для них является доминирование мотивов понимания предназначения социальной работы и мотивов самой профессиональной деятельности. Это позволяет рассматривать подобный тип профессиональной мотивации социального работника в качестве профессионально важного качества и, соответственно, условия успешной реализации профессиональной деятельности. В действительности представление о статусе социального работника изначально предполагает высокий уровень его профессионализма, а значит, и сформированность конструктивного по своей направленности мотивационно-профессионального профиля.

Анализ результатов опросника «Самооценка профессиональных качеств», показал, что большинство социальных работников отметили положительную динамику развития своих профессиональных качеств в процессе совершенствования их деятельности.

Наибольшие изменения произошли по таким показателям, как знание должностных обязанностей, навыки их выполнения в практической деятельности, способность и умение применять современные средства и методы работы, организаторские способности, умение добиваться выполнения поставленных задач, уровень профессиональной компетентности (личного профессионализма), инициатива и находчивость, стремление к новаторству. До внедрения разработанной нами системы совершенствования профессиональной деятельности эти показатели чаще были отмечены средними баллами (4-8), в то время как после экспериментальной работы значения этих показателей увеличилось до 9-10 баллов.

Значительно выше стали показатели по следующим критериям: устойчивость к стрессовым ситуациям, способность справляться с кризисными явлениями, преодолевать неудачи, умение устанавливать и поддерживать служебно-деловые отношения, показатели по которым изменились. Незначительные изменения произошли по таким показателям как опыт службы и практические знания, состояние здоровья и физическое развитие, объективность, тенденция к повышению эффективности результатов профессиональной деятельности по мере накопления опыта. Мы связываем это, прежде всего с тем, что для выявления изменений этих качеств нужна непосредственно практическая деятельность по социальной работе, в перспективе мы планируем изучить эти изменения у наших слушателей.

По результатам тренинга личностного роста группой было отмечено, что профессионально значимыми качествами социального работника являются: эрудиция в смежных областях изучаемой проблемы; креативность – способность решать творческие задачи, метод решения которых полностью или частично неизвестен; эвристичность – способность видеть или сознавать неочевидные проблемы; интуиция - способность делать заключения об исследуемом объекте без осознания логического пути движения мысли; предикативность (способность к предвидению) – умение предсказать возможное будущее состояние объекта; конструктивность – способность находить реальные пути решения проблемы; независимость – умение противопоставлять общему мнению свое собственное и отстаивать его; всесторонность – умение анализировать проблемы с различных точек зрения. Существенные изменения профессиональных качеств социальных работников мы связываем с внедрением наших спецкурсов, семинаров и тренингов, которые способствовали развитию профессиональных качеств и способностей.

Разработанный нами опросник «Готовность к саморазвитию» позволил оценить готовность к саморазвитию социальных работников участвующих в исследовании, которая, по нашему мнению, говорит об эффективности организации совершенствования профессиональной деятельности. Анализ результатов показал, что до проведения опытно-экспериментальной работы имели возможность совершенствования, но не испытывали в этом потребности 27,8 % респондентов; хотели знать свои особенности и могли совершенствоваться – 21 %; не могли и не испытывали желания измениться 10,5 % от числа опрошенных; не могли изменить привычные стереотипы 40,7 % человек. После проведенной опытно-экспериментальной работы количество социальных работников, которые могли самосовершенствоваться, значительно возросло до 84,2 %. Тем слушателям, которые имеют больше возможности к саморазвитию, чем желания познать себя, было рекомендовано поразмышлять о необходимости начинать освоение профессии с себя, так как профессионализм в любой сфере совершенствуется, прежде всего, через достижение своего индивидуального стиля деятельности, которое невозможно без самопознания. Большинство респондентов отметили, что после организации совершенствования профессиональной деятельности у них появилось желание больше узнать о себе, лучше и эффективнее работать, выросла уверенность в своих силах, а свои бывшие профессиональные неудачи они часто связывали с неумением изменить себя.

Подводя итоги опытно-экспериментальной работы, следует отметить, что представленные модель и технология организации совершенствования профессиональной деятельности является эффективной в условиях методического объединения, это подтверждается результатами работы.