Принципы и методы социальной работы с молодежью
Могут быть смоделированы два основных подхода к постановке социальной работы с молодежью.
В первом акцентируются проблемы молодежи как социально-возрастной группы. Круг задач социальной работы в этом случае определяется тезаурусом выявленных проблем. Сами проблемы могут определяться как на основе апелляции к житейскому опыту (естественно, прежде всего, опыту законодателей и администраторов), либо посредством социологических исследований.
При втором подходе в центре внимания оказываются проблемы социализации. В этом случае мы рассматриваем не молодежь как специфическую группу, а молодость как этап жизненного пути, проходимый каждым человеком. Задачи социальной работы в этом случае будут определяться перспективами взросления; деятельность социальных служб ориентирована на поддержку оптимизации процессов социализации.
Лишь во втором случае мы получаем обоснованные критерии для расстановки приоритетов в деятельности социальных служб. Выявление (с использованием научных подходов или без него) текущих проблем провоцирует на определение их значимости на основании чисто количественных критериев (исходя из численности групп молодежи, которые данные проблемы затрагивают, или социальных последствий неадекватного решения проблем). В результате, во-первых, искажается действительная важность различных аспектов развития молодежи, во-вторых, социальная работа ориентируется на следствия, а не причины тех или иных явлений.
Классическим примером такой ситуации может служить положение дел в борьбе с наркоманией. Разумеется, поскольку определенная часть молодежи подвержена наркозависимости, программы коррекции необходимы. Но было бы неверно полагать их достаточными, поскольку помогать лицам, употребляющим наркотики, значит вычерпывать воду из бездонной бочки: в эту категорию будут попадать все новые юноши и девушки. Помощь наркозависимым должна сочетаться с главным: выявлением причин наркомании и их профилактикой. А это и означает социальную работу, ориентированную не на «проблемы молодежи», а на оптимизацию процессов социализации.
Дискутируя о применении терминов «эмпирическая» и «прикладная» социология, один социолог сказал, что прикладная социология -- это, по сути, есть социальная работа и, добавим от себя, социальная политика. В дальнейшем, мы будем использовать термин «работа с молодежью», который шире понятия «социальная работа», так как ее проводят различные агенты, включая как государственные организации, проводящие официальную политику, так и негосударственные организации и различные группы, идеология которых может в той или иной степени отличаться от официальной или быть прямо противоположной.
«Работа с молодежью должна воодушевить молодых людей преодолеть свое зависимое положение, молодые люди должны знать, чувствовать и верить, что они могут в определенной степени контролировать свое положение в том смысле, что они способны влиять на то, что происходит с ними самим и с их окружением. Способность молодых людей видеть альтернативы и выбирать наиболее приемлемые из них в любой ситуации является самым главным для социального образования «.
Можно сказать, что работа с молодежью имеет конечной целью дать возможность молодым людям приобрести социальную компетентность.
Различные социокультурные условия или установки агентов работы с молодежью предъявляют разные требования к социальной компетентности, и в различных сообществах используются иногда диаметрально противоположные технологии социального образования, которые не всегда могут быть перенесены из одного социокультурного контекста в другой.
Все подходы к работе с молодежью объединяет то, что они могут быть проанализированы в терминах базовых социологических парадигм, каждая из которых лежит в основе определенной модели такой работы. Каждая модель характеризуется представлением о потребностях молодых людей, направленностью программ, ролью работника с молодежью, процессом, характером взаимоотношений и целью, которая выражается в желаемых последствиях работы как для индивидов, так и для общества в целом.
Практики работы с молодежью основаны на двух базовых социологических подходах - функционализме и теории конфликта.
Основная идея функционализма состоит в том, что общество функционирует на основе разделяемых всеми ценностей, норм, убеждений. Основой функционализма, таким образом, является идея консенсуса, которая заключается в том, что люди согласны с базовыми ценностями общества. С точки зрения функционализма, семья, право, система образования являются агентами усиления этого контроля. Таким образом, они являются теми институтами, которые гарантируют благополучное функционирование общества в соответствии с согласованными ценностями.
Теория конфликта отвергает идею консенсуса. Согласно теории конфликта, индустриальное общество обусловливает все более неравное распределение дохода и сталкивается с растущей проблемой социального контроля. Образовательные институты выполняют функцию поддержания социального контроля, подчеркивая важность дисциплины и уважения к власти. Сторонники этой социологической традиции пытаются исследовать пути противодействия такому контролю и угнетению. Они полагают, что для этого существуют два основных способа -- изменить человеческое сознание или изменить структуру общества.
Исходя из положений двух базовых социологических школ, Баррелл и Морган представили структуру четырех парадигм, которые определили как «радикально-гуманистическая» и «радикально-структуралистская», основанные на теории конфликта, а также «интерпретативная» и собственно «функционалистская», основанные на функционализме.
1. Функционалистская модель. Первичная цель работы с молодежью в рамках этой перспективы, обеспечение контролирующей функции с помощью социальных институтов, социализирующих тех, кто еще не готов для общества. Работа с молодежью служит для поддержки социальной сплоченности. Суть этого подхода можно проиллюстрировать высказыванием лорда Рэдклифф-Мауда, который, комментируя основную цель работы с молодежью, заявил, что она состоит в том, чтобы «предоставить молодому человеку в его свободное время разнообразные возможности, в дополнение к тем, которые предоставляет дом, работа и формальное образование для раскрытия и развития физических, умственных и духовных ресурсов так, чтобы он мог лучше подготовить себя жить жизнью зрелого, креативного и ответственного члена общества». В пространстве этой парадигмы работа с молодежью является дополнением к деятельности семьи и школы, молодые люди должны быть подготовлены к выполнению специфических ролей в обществе, работа с молодежью направлена на поддержание моральных ценностей общества, энергия молодых людей должна направляться в конструктивное русло. Она связана с проблемой «падения моральных ценностей». Предполагается, что молодым людям необходимо общаться со взрослыми, обладающими достаточно положительными моральными качествами, чтобы служить «ролевой моделью».
Исходящая из положений Э. Дюркгейма, эта концепция основывается на понятии «коллективной совести», представлении об обществе, где все члены стремятся придерживаться одних и тех же ценностей и следовать одним и тем же правилам. Развитие индустриализации и урбанизации создает «моральную» угрозу обществу и требует привлечения дополнительных институтов для поддержания процесса социализации.
Б. Дэвис и А. Гибсон подробно описали контроль мотиваций, который обусловил развитие рекреационных центров и таких движений, как скауты. Они полагали, что добровольцы, вовлеченные в социальную работу с подростками, исходили из идей альтруизма, основанных на озабоченности тем, что детям рабочего класса следует становиться также рабочими, которые при этом будут достаточно лояльными и ответственными.
Базовые характеристики функционалистской модели определяются следующим образом. Молодые люди находятся в стадии перехода от детства к взрослой жизни. В стадии перехода молодые люди способны бунтовать, и необходимо, чтобы их бунтарство было направлено на социально приемлемые цели.
Основные программы сосредоточены на внушении существующих моральных и социальных ценностей и действуют в направлении предупреждения беспорядков и нарушений социальных норм. Образование фокусируется на предупреждении девиации в форме бесед с уважаемыми в общине взрослыми о пьянстве, религии, сексуальности.
Рекреационные программы рассматриваются как средство выражения энергии молодых людей позитивным образом, пропаганды здорового стиля жизни. Трудовая подготовка сосредоточена на подготовке к предопределенной роли и развитии навыков, способствующих успешному выполнению этой роли, с учетом существующих традиций, в том числе и гендерных стереотипов.
Социальный и политический аспекты представлены традиционно: посредством бесед о существующих социальных структурах и их функционировании.
В процессе взаимоотношений работник рассматривается как агент, ведущий молодых людей по пути, желательному для общества. Взаимоотношения обычно авторитарны, групповые нормы и ценности проявляются только с дозволения взрослых. Роль работника с молодежью выражается в ролевой модели и в качестве организатора.
Эта модели иерархична; все основные решения принимают взрослые. Реализация целей функционалистской модели предполагает, что молодые люди будут дисциплинированы, обладать приемлемой системой ценностей, поддерживать социальный порядок посредством своей преданности существующим социальным институтам и структурам. В обществе основные институты останутся неизменными, ценности, которые поддерживают эти институты, внушаются молодому поколению, сохраняются и передаются далее.
2. Интерпретативная модель. Работа с молодежью в этой перспективе фокусируется на персональном развитии потребностей молодых людей с некоторым учетом социального положения или окружения молодых людей. Молодые люди рассматриваются как проходящие через молодежную фазу жизни. Таким образом, они должны разрешить проблемы, присущие этой фазе. Работа с молодежью призвана смягчить прохождение этой фазы, предоставляя разнообразные возможности для обучения навыкам, необходимым во взрослой жизни.
Интерпретативная модель, согласно М. Смиту, - это сознательное стремление помочь людям приобрести необходимые знания, навыки, чувства, отвечающие своим потребностям, связанным с развитием, и потребностям других.
Хотя функционализм в плане практических решений связан с консерватизмом, П. Джэрвис (Р. Jarvis) утверждает, что тот, кто относительно свободен от принуждения структурой и кто осуществляет власть, стоит ближе к принятию классической либеральной идеологии, которая рассматривает индивида как независимого, свободного преследовать свои собственные интересы и полагать, что он способен делать это посредством осуществления своих собственных рациональных суждений.
Основные характеристики интерпретативной модели следующие. С точки зрения молодежных проблем, молодые люди проходят переходную фазу от детства к взрослости. Им необходимо решить задачи, присущие этой стадии. Ключевые задачи развития для молодых людей ? это создавать позитивный «Я - образ», развивать стабильные интерперсональные отношения и социальные навыки, необходимые для участия в существующих структурах общества. Акцент делается на пропаганде персональной ответственности за индивидуальный выбор, согласно существующим в обществе ценностям. Программы работы будут фокусироваться на помощи молодым людям в освоении и понимании собственных ценностей, относящихся к здоровью, сексуальности и т.д. и пониманию последствий сделанного выбора. Рекреационные программы представляются как средство, посредством которого молодые люди учатся социальной коммуникации с другими. Как правило, эти программы отказываются от соревновательного элемента и концентрируются на групповых техниках, для воспитания сотрудничества, взаимопомощи и групповых обязательств. Как правило, эта модель должна включать традиционные мужские и женские программы жизненных навыков на пересечении гендерных групп. Акцент делается на пропаганде гендерного равенства. Социальный и политический аспекты базируются на пропаганде участия в существующих социальных и политических структурах посредством привлечения к участию в местных инициативах, программах защиты окружающей среды.
Для этого подхода форма образования так же важна, как и содержание программы. Работники относятся к молодым людям с уважением и рассматривают их как партнеров. Роль работника в этом процессе заключается в том, что он совмещает в себе группового работника, доверенное лицо, мотиватора и консультанта. Молодые люди способны развиваться как личность по своему праву, они могут думать, рефлектировать, вырабатывать свои взгляды на жизнь и принимать на себя ответственность за свое поведение.
Организационные структуры создаются проектами и клубами, где молодые люди в определенных пределах вовлечены в процесс принятия решений. В этом подходе включение молодых людей в структуры принятия решений рассматривается как механизм, способствующий развитию качеств лидера и личной ответственности.
Целью интерпретативной модели является воспитание молодых людей, которые подготовлены к активной роли в обществе, развили способность строить и поддерживать отношения, сформировали позитивную «Я-концепцию» и персональные ценности, имеют опыт лидерства и навыки принятия решений, понимают значение контроля своей жизни и верят в то, что могут добиться успеха, если приложат достаточно усилий. При этом общество остается в основном неизменным, а участие в государственных институтах основывается на персональном выборе.
3. Радикально-гуманистическая модель. В теории конфликта ключевым пунктом анализа является взгляд на идеологию как скорее навязываемую, чем основанную на консенсусе. Общество представляется как несправедливое, разделенное по расовым, классовым и гендерным признакам. Это неравенство неоправданно, психически и социально вредно, особенно тем, кого существующие социальные структуры поместили в подчиненную позицию. Теория конфликта рассматривает государственную политику как препятствующую личностному развитию молодых людей с того момента, как они начинают включаться в доминантную систему ценностей и верований. Роль стратегий осознания и повышения знания являются основным элементом этих подходов.
В этой перспективе социальная работа ориентирована на формирование следующих представлений: молодые люди ? жертвы несправедливости в обществе; необходимо оспаривать его ценности с того момента, как они начинают обусловливать неравенство через поддержку установленного общественного порядка; нужно развивать стратегии повышения сознания, как ядро программы.
Основная идея - привести молодых людей к достаточному уровню осведомленности относительно их социальной и политической ситуации, когда они будут мотивированы и мобилизованы для попыток достижения перемен внутри институциональных структур, чье воздействие негативно отражается на их ситуации. Акцент на содействии социальной работы социальным переменам выводит социальную работу с молодежью и молодых людей на политическую арену. Этот процесс предлагается обозначить термином «модель критического социального образования социальной работы с молодежью», подчеркивая как ее политическую природу, так и потенциал личностного развития молодых людей. Молодые люди должны осознать тот факт, что для них открыта возможность переопределить свою реальность, и, приняв ее, они могут конструировать новую социальную реальность, в которой будут не потребителями, а творцами социальных норм.
Роль социального работника заключается в содействии молодым людям в определении своего мира и воздействии на него. Этот процесс основан на стратегиях повышения сознания, предложенных Эпплом, Фрейром и Гиру.
Характеристики модели критического социального образования. Анализ молодежных проблем: структуральные факторы препятствуют личностному развитию молодежных групп; существующее в обществе неравенство неблагоприятно влияет на жизненные шансы молодежных групп, особенно непривилегированных; если перемены могут быть достигнуты посредством существующих институтов, позиция молодых людей может быть улучшена.
Акцент в этой модели сосредоточен на стратегиях повышения сознания, которые рассматривают доминантную систему ценностей как неотъемлемую часть молодежных проблем. Образование сосредоточено на разоблачении «скрытых программ».
Типично такие программы берут личный опыт молодых людей за основу, с которой начинают повышать понимание более глобальных вопросов. Главное внимание обращается на обеспечение солидарности. Общность строится на совместном анализе внешних событий, сближающих группы меньшинств (угнетенных), как средстве более ясного понимания жизненной ситуации друг друга. Процесс в этой модели сводится к следующему: социальные работники с молодежью имеют позитивную интенцию передачи власти молодым. Отношения с молодыми людьми строятся на партнерстве. В этом партнерстве молодежь активно вовлекается в определение и изучение своих проблем.
Роль социального работника как критического социального аналитика заключается в поддержке роста самосознания. Структуры участия в проектах, основанных на этой перспективе, будут в качестве своей наиболее заметной черты соответствовать энергии молодых людей и отвечать их интересам. Самоуправляемые группы, поддерживаемые советами взрослых, будут создаваться по вопросам и программам. Структуры будут формализованным средством изучения вопросов для формирования приоритетов и ответов самими молодыми людьми.
Результаты программ - молодые люди, которые развили способность анализировать и оценивать альтернативы; определять «свою позицию» в своем мире и приобрели навыки деятельности, направленной на его изменение, если это необходимо; активны в мобилизации групп на местном уровне для достижения перемен внутри структур и обществе, где институты оспариваются и подвергаются адаптации в ответ на требование перемен; в стадии перемен внутри институтов существует напряжение, так как они испытывают рефлексию и проходят адаптацию, связанную со стадией перемен.
4. Радикально-структуралистская модель предполагает, что в условиях растущего кризиса у нового поколения есть шанс осуществить существенные перемены в социокультурной системе. Молодые люди могут рассматриваться как их потенциальные агенты. В этой перспективе революционные перемены в социокультурной системе являются необходимым намерением, но не достаточным условием для трансформации экономической и политической систем от капиталистического к социалистическому обществу, в котором человеческий гуманный потенциал больше не искажается и не опустошается. Критические теоретики не рассматривают технологический прогресс как основу эмансипации, но политическая активность индивидов рассматривается как их действительный интерес.
Задачи социальной работы здесь будут заключаться в установлении социалистического сознания в согласии с молодежью из рабочего класса. Через этот процесс социальные работники надеются сыграть роль в метаморфозе класса: от безвластного ? к способному бороться за себя как осознанного агента политических перемен.
В современной России пространство реализации этой модели определяется, прежде всего, деятельностью политических молодежных организаций. Однако преувеличивать их значимость было бы ошибочно. Общая численность сторонников крупнейших из них («Соколы Жириновского», РКСМ, «Всероссийский молодежный союз Отечества», «Молодежная организация Яблоко», «Православная молодежь»), не превышает 90 тысяч человек. При этом всеми ими активно эксплуатируются аффилиативные (порожденные потребностью в общении, причастности к группе) стремления молодежи. Радикально-структуралистская парадигма имеет ряд следующих характеристик практик социальной работы с молодежью.
Анализ молодежных проблем: молодые люди ? социально эксплуатируемая в обществе группа; интересы доминантной экономики и легитимных социальных групп имеют следствием маргинализацию молодых людей и снижение их жизненных шансов; равенство для молодых людей не может быть достигнуто, пока институты не изменят своей формы, правил и основы власти.
Программный акцент будет сосредоточен на предоставлении социалистического манифеста и достижении объективной социалистической трансформации. Образование по Life Programs: личный опыт молодых людей используется, чтобы показать им, что они являются культурно-эксплуатируемой группой в обществе. Recreation Provision ограничен, но используется для построения солидарности. Social/Political Awareness: Структурные программы, внушающие молодым людям революционную и социалистическую перспективу. Акцент делается на подготовке молодых людей к отказу от существующих институтов как опрессивных.
Процесс: молодые люди рекрутируются в качестве активистов для формирования антиинституциональных групп. Структуры участия отражают повестку дня социальной революции, в которой активная роль отводится молодым людям.
Результаты: молодые люди, которые обладают развитыми навыками борьбы за объективную социальную трансформацию. Они будут действовать как политические активисты общества, институты которого будут свергнуты и заменены.
Таким образом, современные модели социальной работы с молодежью, реализуемые за рубежом, нельзя считать легко адаптируемыми для России. Этим ставится очевидная задача: разработать концепции, основывающиеся непосредственно на осмыслении российских практик социализации молодежи, ее интеграции в социально-политическую, экономическую жизнь.
Социальная работа с молодежью должна быть ориентирована на молодых граждан России в период их активной социализации, адаптации к различным формам социальных отношений.
Целями социальной работы с молодежью в России являются:
1. развитие и реализация потенциала молодежи в интересах стабильного демократического развития страны, обеспечения ее суверенитета, конкурентоспособности и безопасности,
2. эффективное включение молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества.
Задачами социальной работы с молодежью в России являются:
а) создание доступной и востребованной молодежью системы услуг, предложений, проектов, содействующих процессу социального становления молодежи, обеспечивающих получение молодыми людьми общественной практики и навыков самостоятельной жизнедеятельности;
б) создание условий для самостоятельного решения молодыми людьми своих проблем, в том числе через повышение субъектности молодежных общественных объединений, развитие студенческого самоуправления;
в) совершенствование нормативной правовой базы молодежной работы, системы кадрового, научно-методического и информационного обеспечения, способствующих достижению поставленных целей;
г) содействие получению качественного образования, профориентации и занятости молодежи, решению жилищных проблем;
д) обеспечение социального и физического здоровья молодого поколения, формирование и продвижение позитивных образцов для подражания, моды на здоровый образ жизни.
Принципы социальной работы с молодежью в России:
1. Единство и целостность подходов и механизмов молодежной работы во всех субъектах Российской Федерации, которая обеспечивается определением федеральных стандартов в этой сфере.
2. Взаимная ответственность. Государство ответственно перед новыми поколениями россиян за социально-экономическое, экологическое, культурное состояние страны, а новые поколения ответственны за сохранение и приумножение ее потенциала, обеспечение преемственности и поступательности развития.
3. Разнообразие форм, методов, технологий работы для оптимального удовлетворения потребностей различных групп молодежи, гармоничность отношений молодежи, общества и государства.
4. Социальная работа с молодежью представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера.
5. Социальная работа с молодежью строится на основе принципа равных базовых возможностей для молодежи на всей территории Российской Федерации.
Общество и государство рассматривает молодежь как базовый стратегический ресурс, как реальный субъект социально-экономической политики. Это означает повышение внимания к проблемам молодежи, принципиальное изменение отношения к ним на всех уровнях власти, а также выстраивание общественно-государственной системы молодежной работы.
Основные принципы, направления и стандарты социальной работы с молодежью, политики государства в отношении молодежи должны быть сформулированы и определены на федеральном уровне в виде основных стратегических направлений и приоритетов, что должно получить отражение в нормативно-правовой базе, в решениях и документах органов федеральной исполнительной власти.
Негосударственная (общественная) составляющая социальной работы с молодежью строится на участии в ней институтов гражданского общества, прежде всего на самодеятельности организованного молодежного сообщества.
Социальная работа с молодежью должна строиться не на опеке и патернализме, а на стимулировании активности самих молодых людей, создании условий для самостоятельного решения стоящих перед ними проблем. Социальная работа с молодежью не ориентирована на создание льгот для молодежи. Это - адресная и системная инвестиционная политика, предусматривающая вложение средств в молодежь через организацию и стимулирование работы, инициируемой, организуемой и проводимой, прежде всего самой молодежью. Финансирование молодежной работы должно осуществляться из бюджетов всех уровней и из внебюджетных источников, строиться на принципах инвестирования, через создание эффективных механизмов, обеспечивающих результативность этой работы.
Принятые направления и программы социальной работы с молодежью для обеспечения ее результативности должны носить системный, долгосрочный и стабильный характер.
Для координации и выработки основных направлений молодежной работы необходимо совершенствовать структуру управления молодежной работой от федерального до муниципального уровня.
Социальная работа с молодежью должна осуществляться в субъектах Российской Федерации вариативно, с учетом специфики регионов и местных условий, но при безусловном соблюдении базовых федеральных стандартов. Молодым людям во всех субъектах Российской Федерации должно быть гарантировано участие в общественном и государственном строительстве, защита их прав и законных интересов.
На региональном уровне должна быть сформирована и постоянно совершенствоваться нормативно-правовая база, обеспечивающая эффективную реализацию федеральных стандартов социальной работы с молодежью с учетом специфики конкретной республики, края, области, должны действовать органы исполнительной власти, способные решать поставленные задачи в сфере молодежной работы в данном регионе, осуществляющие системное взаимодействие с общественными объединениями.
На уровне субъектов Российской Федерации институты гражданского общества, участвующие в социальной работе с молодежью, осуществляют координацию своей деятельности и взаимодействие с органами государственной власти прежде всего через создаваемые ассоциации («круглые столы»).
Уровень местного самоуправления должен рассматриваться всеми субъектами социальной работы с молодежью в качестве основного для ее осуществления. Именно на этом уровне происходит непосредственное взаимодействие ее основных субъектов и самой молодежи. Именно на этом уровне сконцентрированы и наиболее остро проявляются все проблемы молодежной сферы.
На муниципальном уровне должна быть создана современная инфраструктура социальной работы с молодежью, система координации и взаимодействия общественных объединений, а также организаций и служб, участвующих в формировании и осуществлении социальной работы с молодежью.