Возможно ли привлечение к уголовной ответственности лиц дипломатического персонала, применение к ним мер административной ответственности и мер административного принуждения
56 возбуждение уголовного дела в отношении дипломатических работников.
В стадии возбуждения уголовного дела о преступлениях, совершенных сотрудниками дипломатических представительств, органы дознания и предварительного следствия руководствуются общими правилами, установленными статьями 146-149 УПК РФ, а также дополнительными правилами, обусловленными особенностями правового положения иностранных граждан в России.
Помимо вопросов, обязательных для разрешения в стадии возбуждения уголовного дела, необходимо выяснять и ряд специфических вопросов: правовой статус иностранца (предоставлены ли ему привилегии и иммунитет от уголовной юрисдикции России и если предоставлены, то в каком объеме); правомерность пребывания в России (место); необходимость продления этого пребывания или его пресечения ввиду совершения преступления; выполнялись ли им служебные обязанности (какие); порядок информирования соответствующих компетентных инстанций; обязательность участия переводчика, прокурора, представителя МИД и иностранного дипломатического (консульского) представительства и др.
Следует отметить, что при оформлении протоколов и объяснений, получаемых от граждан иностранных государств, сотрудники дознания зачастую не указывают приведенные выше дополнительные сведения об иностранце. А вместе с тем, отсутствие в протоколе перечисленных сведений затрудняет не только последующие вызовы иностранцев для проведения с ними следственных действий, но и обращение в инстанции по дипломатическим каналам либо в следственные органы других стран в соответствии с международными договорами о правовой помощи.
Если выяснится, что лицом, совершившим преступление, является иностранный гражданин, обладающий дипломатическими иммунитетами и привилегиями, то приоритетными являются те положения закона, которые представляют изъятия из общих правил предварительного расследования.
Такими особенностями являются правила о том, что:
- при наличии у иностранного гражданина дипломатических привилегий и иммунитетов следует обязательно отражать в каждом процессуальном документе его просьбу или согласие на проведение с ним данного действия, причем удостоверять такую просьбу (согласие) необходимо его подписью до начала проведения самого действия;
- в случае использования дипломатическим сотрудником его права убыть с места происшествия или при его отказе от дачи показаний необходимо в соответствующем протоколе сделать отметку о том, что иностранцу было предложено участвовать в том или ином процессуальном действии, и он отказался;
- при отказе дипломатического сотрудника от подписи в процессуальном документе необходимо сделать отметку об отказе от подписи с изложением сообщенных иностранцем мотивов отказа;
в процессуальных документах следует указывать точные реквизиты и сроки действия документов, удостоверяющих личность иностранца, адреса его местонахождения в России и за границей и др.
В ст. 29 Конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. устанавливается: «Личность дипломатического агента неприкосновенна. Он не подлежит аресту или задержанию, в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство».
Личная неприкосновенность - и это общепризнанно в доктрине международного права - является самым главным иммунитетом, из которого вытекают все остальные иммунитеты и привилегии дипломата.
Объем предоставляемых привилегий и иммунитетов дипломатов зависит от занимаемой должности в иностранном представительстве, а также от выполняемых на момент совершения правонарушения функций и от цели пребывания.
Иностранные граждане, обладающие привилегиями и иммунитетами от уголовной юрисдикции России, в общем виде составляют следующие основные группы:
1. Сотрудники дипломатических представительств:
- глава дипломатического представительства (посол, посланник, поверенный в делах);
- члены дипломатического персонала (советники, торговые представители, военные, военно-морские и военно-воздушные атташе, и их помощники, первые, вторые и третьи секретари, атташе, секретари-архивисты, заместители торговых представителей), а также проживающие с ними члены семьи, не являющиеся российскими гражданами;
- сотрудники административно-технического персонала дипломатических представительств иностранных государств и проживающие вместе с ними члены их семей, если эти сотрудники и члены их семей не являются российскими гражданами и не проживают в России постоянно;
- сотрудники обслуживающего персонала представительств, не являющиеся российскими гражданами и не проживающие в России постоянно;
- дипломатические курьеры (лица, постоянно занимающиеся перевозкой дипломатической почты либо временно назначенные для перевозки данной почты);
- домашние работники (их еще именуют частными работниками), состоящие исключительно на частной службе дипломатов.
2. Сотрудники консульских представительств:
- глава консульства (генеральный консул, консул, вице-консул и консульский агент, являющиеся руководителями консульства);
- консульские должностные лица (глава консульства и любое лицо, включая стажера, которому поручено выполнение консульских функций);
- сотрудники консульств (те, кто не являются консульскими должностными лицами и выполняют в консульстве административные и технические функции; сюда входят также шоферы, садовники и иные лица, выполняющие обязанности по обслуживанию консульств).
Вышеперечисленные сотрудники консульских представительств не должны являться российскими гражданами и проживать в России постоянно.
3. Члены персонала дипломатических представительств в других странах, проезжающие транзитом через территорию России:
- глава дипломатического представительства и члены дипломатического персонала представительства иностранного государства в третьей стране;
- члены их семей, которые сопровождают указанных дипломатов и следуют отдельно, чтобы присоединиться к ним или возвратиться в свою страну;
- дипломатические курьеры, следующие транзитом через территорию России.