Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах 1975 г.

Проект затрагивает более широкий круг вопросов, чем это было предусмотрено-Горным положением, в частности, в ст. 1 о задачах законодательства о недрах под­черкивается, что таковыми являются «регулирование общественных отношений, связанных с пользованием недрами, в целях рационального и комплексного использования недр, обеспечения народного хозяйства минеральным сырьем и удовлетворения других потребностей народного хозяйства, охраны недр, обеспечения безопасности ве дения работ при пользовании недрами, а также укрепление законности и охрана прав предприятий, организаций, учреждений и граждан в этой области».

Утверждение проекта является новым этапом в развитии общесоюзного горного законодательства и основой для упорядочения всего действующего республиканского законодательства.

Однако по содержанию и структуре проекта были сделаны и замечания.

Неудачно название проекта — Основы законодательства Союза ССР и союзных, республик о недрах. В науке и на практике сложился термин — «горные отношения», который охватывает все элементы общественных отношений по пользованию недрами земли. Поэтому более целесообразно название «Основы горного законодательства Союза ССР и союзных республик». Республиканские же законы о недрах должны именоваться Горными кодексами.

Как в преамбуле проекта, так и в дальнейшем неоднократно говорится об эффективности использования недр. Однако содержание этого понятия не раскрыто

в ст. 2 говорится о законодательстве, регулирующем горные отношения, но не предусмотрена форма кодификации республиканского законодательства.

В проекте часто употребляется термин «недра», но понятие их не дано.

В проекте не определено понятие «полезные ископаемые». В Горном положении к полезным ископаемым были отнесены жидкие, твердые и газообразные составные части недр, добываемые с промышленной целью. Однако из текста Положения нельзя установить, относились ли к полезным ископаемым те со ставные части недр, которые добывались не с промышленной целью. Проект Основ также не внес ясность в этот вопрос.

В проекте не дано также понятие «месторождения полезных ископаемых».

Недостаточно четко изложена ст. 7 о порядке предоставления недр в пользование: не сформулировано понятие горного отвода, не указывается, кто выдает гор­ноотводный акт, поскольку органы горного надзора лишь регистрируют его.

В проекте большое внимание уделено охране недр. Задачи охраны недр изложены во II разделе вслед за общими положениями. Однако комплексный подход к охране природы отражен недостаточно четко.