Первый антропологический поворот» в философии. Софисты и Сократ. Сократические школы.
Лекции, конспекты.
Софисты – пришельцы из Малой Азии, представители демократии/аристократии. Родоначальники индивидуалистики в этике (первые релятивисты). Софистов называли мудрецами, а сами себя они называли учителями. Их целью было – дать знания (причем, как правило, это делалось за деньги) во всех возможных областях и выработать в учениках способность к различного рода деятельности. Протагор – главный среди софистов («Человек есть мера всех вещей»). Еще известны Горгий, Продик, Гиппий. Заслуга Протагора – впервые поставил вопрос об относительности истины. Всё есть истина, но она должна измеряться чем-то отличным от нее. Это вызывало насмешку у Сократа.
Софизм – умозаключение, содержащее определенную логическую ошибку, используется в остроумии или для прямого обмана человека. Личное выше общественного.
Сократ (470-399 гг. до н.э.) «философия» - «любовь к мудрости» после Сократа стало названием особой области познания и мировоззрения. С Сократа начинается антропологический поворот в философии. Рядом с темой человека в его учении стояли проблемы жизни и смерти, этики, свободы и ответственности, личности и общества.
Не записывал за собой потому, что когда человек беседует, он видит реакцию, поэтому легко вести беседу. Если писать – всегда человеку хочется выглядеть лучше.
1) Диалектика (ирония)
2) Майевтика (вопросно-ответный способ)
повивальная бабка
в пристрастии к спорам похож на софистов, но спорил ради истины (формулировал конкретные понятия)
3) Теория добродетели как знания (добродетели нельзя научить, следовательно добродетель – само знание)
4) Рационализм и диалектические умозаключения
начал путь к идеализму, что произвело колоссальный переворот
рационализм антропологического типа
Образовались сократические школы (что такое счастье)
Их было пять, но известны три:
I. Школа киников
по просьбе Диогена Синопского
«собака»/циник
сложилась из учения Сократа, но не забывая софистов. Философия нигилизма: поиски гармонии «человек-природа», но в ущерб социальному; игнорирование внешнего; текучесть мира; абсолютизирования познания.
Антисфен – основатель (общего нет, есть только единичное)
Одежда – короткий плащ, нищенская сума, посох. Диоген – без семьи, без дома. База для люмпенов.
Диатриба – проповедь на философско-моральные темы
II. Школа киренаиков
Кирены – город
Агриппа – основатель
крайний сенсуализм, гедонизм
жизнь спокойна=Эпикур
III. Школа мегариков
Мегары – город
Эвклид – основатель
спор ради спора, сливается со скептизизмом, становление логики мышления, продолжали сократовский идеализм.