Понятие вёрстка полос. Разновидность вёрстки. Основные требования.

Вёрстка в издательском деле и полиграфии — процесс формирования страниц (полос) издания путём компоновки текстовых и графических элементов, а также результат этого процесса, то есть, собственно, полосы. Виды верстки

Верстка различается по видам изданий, в которых она используется.

Книжно-журнальная верстка соответствует обычным правилам книжной верстки, хотя имеются специфические приемы для некоторых видов иллюстрированных журналов.

Газетная верстка имеет существенное отличие от книжно-журнальной: для нее характерно иное расположение текста и иллюстраций, а также довольно свободные правила переносов.

Акцидентная верстка предназначена для верстки отдельных небольших полиграфических продуктов: объявлений, бланков, рекламных листовок, афиш. Такая верстка именуется также мелочным набором. 5. Способ размещения текста и иллюстраций:

открытая верстка – с иллюстрациями над или под текстом полосы;

закрытая верстка – с иллюстрациями, помещенными внутри текста и граничащими с текстом по двум или трем сторонам;

глухая верстка – когда в макете много колонок, и расположенные внутри текста иллюстрации всеми четырьмя сторонами соприкасаются с текстом;

верстка вразрез – попеременно иллюстрации и текст, при этом текст делится иллюстрациями на фрагменты;

верстка в оборку – в углу размещена иллюстрация, а с двух сторон она окружена текстом;

верстка на полях – так можно поместить мелкие изображения. Основные требования к свёрстанным полосам следующие: абсолютно точные (до 0,5 п.) размеры полос как по ширине (формату строки), так и по высоте, без каких-либо перекосов или «распоров»;

 

16.Изобретение буквоотливного строконаборного автомата монотипа. Особенности технологического процесса. Наборные машины, предназначены для изготовления текстовой части полиграфической печатной формы. Первые Н. м. в начале 19 в. механизировали набор строк текста из отдельных литер. В 1822 англичанин У. Чёрч построил литеронаборную машину, оснащённую клавиатурой. В 1866-67 русский изобретатель П. П. Княгининский создал первый в мире "автомат-наборщик" - литеронаборную машину с программным управлением от перфоленты. В 1890 г. Т. Лэнстон (США) разработал конструкцию буквоотливного ​строконаборного автомата — монотипа, также получившего широкое рас​пространение. Монотип в полиграфии — автоматическая буквоотливная наборная машина, изготовляющая набор в виде строк, состоящих из отдельных литер и пробельных материалов. Применяется для сложных видов набора. Буквоотливной набор, монотипный набор - металлический набор на буквоотливных строконаборных машинах — монотипах , который применялся главным образом для сложного набора и был вытеснен фотонабором, а затем, в свою очередь, и настольными издательскими системами. Конечный продукт буквоотливного набора — выключенные строки отлитых из сплава литер.

 

17. Строкоотличные наборные автоматы. Применение.Линотип - наборная строкоотливная машина для набора текста газет, книг и журналов и его отливки в виде монолитных металлических строк с рельефной печатной поверхностью. Л. изобретён О. Мергенталером в США (1884). Первые Л. в СССР изготовлены в 1932 на Ленинградском заводе полиграфических машин. Советские Л. работают в 60 странах мира (1972). Применяется для набора текста газет, книг и журналов и его отливки в виде монолитных металлических строк с рельефной печатной поверхностью. Л. состоит из трёх основных аппаратов: наборного, отливного и разборочного. При нажимании на клавиши клавиатуры из магазинов выпадают металлические матрицы с углублённым изображением отдельных знаков алфавита. В промежутках между словами устанавливаются раздвижные шпационные клинья. Из матриц и клиньев формируется текстовая строка, которая затем направляется к отливному аппарату. Все последующие операции в машине осуществляются автоматически.

 

 

35. История развития печатных машин. Наборные машины, предназначены для изготовления текстовой части полиграфической печатной формы. Первые Н. м. в начале 19 в. механизировали набор строк текста из отдельных литер. В 1822 англичанин У. Чёрч построил литеронаборную машину, оснащённую клавиатурой. В 1866-67 русский изобретатель П. П. Княгининский создал первый в мире "автомат-наборщик" - литеронаборную машину с программным управлением от перфоленты. Начало широкого промышленного применения Н. м. связано с созданием в конце 19 в. линотипа и монотипа. К этому периоду относятся также первые попытки создания фотонаборных машин.По принципу формирования изображения различают три основных вида Н. м.: наборно-литейные, наборно-пишущие и фотонаборные. Наборно-литейные машины обеспечивают получение текстового изображения в виде отдельных знаков или строк с рельефной печатающей поверхностью, отлитых из типографского сплава. К этому типу относятся строкоотливные наборные машины (линотипы) и буквоотливные строконаборные машины (монотипы). Наборно-литейные машины получили наибольшее распространение при изготовлении форм высокой печати. Наборно-пишущие машины позволяют получить изображение текста в виде оттисков на бумаге, плёнке и т.п. материалах с использованием принципа побуквенной печати. Эти машины применяют в основном при изготовлении форм офсетной печати для малотиражных изданий с ограниченными требованиями к качеству их оформления. Современные фотонаборные машины более производительные и технологически совмещаются со способом офсетной печати.

 

 

23. Технология получения негативного изображения , понятие оптическая плотность. НЕГАТИВ (негативное изображение), 1) черно-белый негатив - фотографическое изображение, в котором относительное распределение яркостей различных участков (при рассматривании в проходящем свете) обратно их распределению в объекте съемки. 2) Цветной негатив - фотографическое изображение, в котором цвет любого элемента является дополнительным к цвету соответствующего элемента объекта съемки (желтый - к синему, пурпурный - к зеленому, голубой - к красному). Способ получения включает последовательное нанесение напылением на диэлектрическую подложку слоя олова толщиной 20 нм, слоя дийодида олова толщиной 30-40 нм, экспонирование ультрафиолетовым или видимым светом и проявление в водном растворе солей металлов, отличающийся тем, что полученное в ходе экспонирования изображение проявляют в водном растворе хлорного железа концентрацией 1г/л (для получения позитивного изображения) или в водном растворе железосинеродистого калия концентрацией 2г/л (для получения негативного изображения) ОПТИЧЕСКАЯ ПЛОТНОСТЬ — степень пропускания света для прозрачных объектов и отражения для непрозрачных. В полиграфии используется для качественной оценки издательских оригиналов, промежуточных изображений (фотоформ) и оттисков.

 

24. Особенности изготовленяи растровых клише. Клише, то есть рельефные формы для печатания иллюстраций, изготовляются в современной полиграфии главным образом фотомеханическим способом или же способом электронного гравирования, чаще всего на цинковых пластинах. Отсюда и название этих способов — цинкография (это название сохранилось и для клише, сделанных из другого металла). Как и оригиналы иллюстраций, клише могут быть штриховыми и тоновыми, однокрасочными и многокрасочными (то есть предназначенными для печатания в одну или несколько красок). Изготовление различных видов клише фотомеханическим способом имеет свои особенности, но основной принцип во всех случаях сохраняется: оригинал (воспроизводимое изображение) фотографируют и получают негатив; затем негатив копируют на цинковую пластину, покрытую светочувствительным слоем, и копию, то есть изображение на поверхности цинка, покрывают кислотоупорным слоем (свободные от изображения участки пластины этим слоем не покрываются); после этого пластину травят кислотой, в результате чего ее незащищенные участки углубляются, а изображение благодаря этому становится рельефным — на нем образуются печатающие (рельефные) и пробельные (углубленные) элементы. Но для изготовления доброкачественного клише необходимо, чтобы и оригинал отвечал определенным требованиям. Он должен быть выполнен черной тушью равномерно насыщенного тона на гладкой белой бумаге — этим обеспечивается достаточная резкость изображения. Оригинал может быть такого же размера, как и изготовляемое с него клише, но желательно, чтобы он был несколько больше; Чтобы изображение на клише (а следовательно, и на отпечатке) получилось разбитым на точки, оригинал фотографируют через специальный оптический прибор — растр.

25.Классификация методов растрирования. Возможные типы растров. Растр — точечная

структура графического изображения при печати. Классификация: иррациональное растрирование обеспечивает абсолютно точный расчет растра, стохастическое или частотно модулированное, Из-за такого свойства различных методов печати, что в каждой точке листа можно нанести краску или не наносить ее, для печати каждое графическое изображение должно быть преобразовано в совокупность точек. Эти точки, сливаясь на расстоянии, создают ощущение цветовых переходов. Различают регулярный растр и стохастический. При использовании способа глубокой печати растр выполняет иную функцию — служит опорой для ракеля, удаляющего краску с пробельных элементов. Форма точки влияет на окончательное восприятие изображения. Как правило, точки имеют круглую форму, однако используются и точки других форм, например, эллиптические, ромбовидные или даже квадратные. Линеатура растра является одной из основных характеристик печати, характеризует период сетки и обозначает количество линий растра на единицу длины изображения (физически — частоту пространственной структуры растра). Стохастический (нерегулярный) растр в корне отличается от регулярного растра. Изображение формируется из хаотичным образом разбросанных точек одного размера. Растр можно называть частотно-модулированным. Понятия «линеатура», «форма точки» в стохастике не имеют смысла (хотя понятия линеатуры и квазипериода условно вводятся и для нерегулярных растров). К недостаткам стохастического растра можно отнести чуствительность процесса к качеству изготовления форм и сложность печати

 

 

26. особенности воспроизведения многоцветных оригиналов.Любой цвет и, следовательно, любой многоцветный оригинал может быть воспроизведён тремя красками: пурпурной (синевато-красной), голубой (зеленовато-синей) и жёлтой. Каждая из этих красок имеет максимальное поглощение в одной зоне спектра и максимум отражения в двух других зонах. Из-за прозрачности красок при наложении их в равных количествах практически не получается чёрного цвета. Этот недостаток восполняется применением четвёртой краски — чёрной. Поэтому рекомендуется использовать не трёх-, а четырёхкрасочный синтез. Результаты цветового синтеза при М. п. зависят от цветового охвата комплекта (триады) красок, т. е. от предельного количества цветовых тонов, которое может быть получено при их сочетании в разных количествах, а также от свойств поверхности применяемой бумаги (или другого материала). В тех случаях, когда основной комплект красок не обеспечивает воспроизведения определённого цвета, сюжетно важного для данного оригинала, кроме основной триады красок, применяют дополнительно ещё какую-либо цветную краску, например зелёную или фиолетовую, или «под золото». Процесс получения цветной репродукции состоит из трёх основных частей. Первая часть — аналитическая (или цветоделение) — может быть осуществлена фотографическим или электронным цветоделением. Вторая — переходная (или градационный процесс) — состоит в получении градаций цветоделённого изображения и включает изготовление цветоделённых полутоновых или растровых негативов и диапозитивов (см. Растр полиграфический) и печатных форм. Третья часть — синтетическая — состоит в получении цветных печатных оттисков.

 

9. Характеристики книгопечатания в 17-18 вв. В Московском государстве книгопечатание возникло в середине XVI в. Основателем книгопечатания на Руси был Иван Федоров. Первая датированная книга «Апостол», напечатанная на Московском печатном дворе (первая московская типография), была выпущена в 1564 г. Печатниками были Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец.Иван Федоров самостоятельно разработал процесс книгопечатания, изготовил старославянский шрифт, достиг исключительно высокого качества книгопечатания. Однако гонения со стороны духовенства, усматривавшего в печатании книг ересь, а также со стороны переписчиков книг заставили первопечатника покинуть Москву и уехать сначала в Белоруссию, а затем на Украину, где он продолжал печатать книги. Однако многое говорит за то, что книгопечатание на Руси появилось ранее 1564 г.До нас дошло шесть книг, на которых не указаны ни дата издания, ни имя печатника, ни место печатания. Их анализ показывает, что они были напечатаны по крайней мере за 10 лет до «Апостола». Самую раннюю из этих книг датируют 1553 г.

В XVII в. в России уже работало несколько типографий, однако до конца XVIII в. техника книгопечатания не подверглась существенным изменениям, изменился только шрифт: Петр I вместо старославянского ввел гражданский шрифт.

36. Вклад русских учёных в развитие книгопечтания в 19 в.В 1820г. Ухтомский изготовил 1-е станки по гравировании параллельных линий. Метод ощупывания гравирование металла или дерева. В 1882г. Николай Захаров – 1-я электрическая гравировальная машина.