Менеджер — профессиональный управляющий

Менеджмент неразрывно связан с людьми, занятыми управлением. Труд в этой сфере носит название управленческого. Специфика решаемых задач предопределяет преимущественно умственный, творческий характер управленческого труда, в котором постановка целей, разработка способов и приемов их достижения, а также организация совместной деятельности составляют главный смысл и содержание труда людей, относимых к управленческому персоналу. У них особый предмет труда — информация, преобразуя которую они принимают решения, необходимые для изменения состояния управляемого объекта. Поэтому в качестве орудий труда выступают прежде всего средства работы с информацией. Результат же их деятельности оценивается по достижению поставленных целей.

Требования к работе менеджера: понимание природы управленческого труда и процессов менеджмента; знание должностных и функциональных обязанностей менеджера, способов достижения целей и повышения эффективности работы организации; умение использовать современную информационную технологию и средства коммуникации, необходимые в управленческом процессе; владение искусством управления человеческими ресурсами; владение искусством налаживания внешних связей; способность к самооценке, умение делать правильные выводы и непрерывно повышать квалификацию — знания и умения.

Также: умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность; информированность по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологии, конкуренция, динамика спроса на продукцию и услуги и т. д.; знакомство с опытом менеджмента в других организациях.

Эти и многие другие знания и умения приобретаются в процессе изучения управленческой науки, ее законов, принципов, методов, средств работы с информацией. А так как сама наука, отвечая на растущие требования практики, выдвигает и разрабатывает все новые идеи и концепции управления, то обучение приобретает непрерывный характер.

Менеджеры взаимодействуют с широким кругом лиц — коллегами, подчиненными, руководителями, высшими администраторами, акционерами, потребителями, поставщиками. Чтобы работать с людьми, столь резко различающимися по своему статусу и интересам, менеджеры должны иметь специфические личностные качества, прежде всего: — высокое чувство долга и преданности делу;— честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;— умение четко выражать свои мысли и убеждать;—уважительное и заботливое отношение к людям вне зависимости от их положения в организационной иерархии;— способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и критически оценивать собственную деятельность.