Анкетный опрос в социологии

Анкетный опрос – важнейший источник информации о реально существующих социальных фактах, о социальной действительности. Начинается он с формулировки программных вопросов, с «перевода» поставленных в программе исследования проблем в вопросы, исключающие различные толкования, доступные пониманию опрашиваемых. Это исходное начало в процессе применения анкетного метода опроса. Проводимый опрос должен отвечать ряду требований:

- он не должен длиться более 30-40 минут, в противном случае респондент устает и последние вопросы остаются без полноценных ответов

- важно, чтобы интерес к предмету опроса, содержащемся в анкете, не снижался, а постепенно повышался

- первый вопрос не должен быть дискуссионным, ни настораживающим, лучше всего нейтральным

- трудные вопросы целесообразно поместить в середине анкеты, чтобы респондент включился в содержание темы беседы

- вопрос должен быть ясным, четким, понятным опрашиваемым

- вопросы должны отвечать требованиям логики: вначале речь должна идти об установлении того или иного факта, а потом уже о его оценке

Если в анкете появляется новый раздел, то необходимо «ввести» опрашиваемого в новую тему. Обычно это делается с помощью обращения в определенной форме к респонденту. Например: «А теперь мы попросим Вас высказать свое мнение о том- то…»

Деление вопросов по содержанию обусловлено характером информации, которую представляет ответ на вопрос. Информация о фактах и отношении к ним, о нормах и мотивах поведения, об интенсивности мнения, о поведении в настоящем и прошлом является основанием деления их по содержанию. Ответы на вопросы, дающие информацию, например, о факте, содержат объективные сведения об отвечающем на анкету. Они могут также давать сведения о поведении опрашиваемого и каких-либо событиях в его жизни. Цель такого рода вопросов состоит в отсеивании тех лиц, которые не могут дать нужную информацию. Неточность в формулировке вопроса о поведении в прошлом ведет к неточности в информации. По форме вопросы делятся на три основных типа: открытые и закрытые; прямые и косвенные; личные и безличные. Обычно эти типы вопросов чередуются в анкете. В вопросах «открытого» типа предусматривается свободная форма ответа. «Закрытый» вопрос предусматривает варианты ответов. Вопрос полузакрытого типа как бы расшифровывается, дает возможность не только выбрать из тех альтернатив, которые указаны в анкете, но и высказать что-то свое.

Прямые вопросы применяют для получении информации о наличии или отсутствии факта. Когда речь идет о мнении или мотивах поведения прямой вопрос можно заменить косвенным.

Перед исследователем, проводящим анкетный опрос, постоянно стоит проблема достоверности получаемой информации. Один из способов проверки и контроля достоверности: контрольные вопросы. Контрольные вопросы обычно располагаются в анкете на расстоянии от основного и друг от друга. Разновидностью контроля может быть повторный опрос с соблюдением одних и тех же условий на весь объект выборки («панельный» опрос) или на 5-10% лиц, уже опрошенных ранее. Один из самых надежных средств контроля достоверности данных анкетного опроса – сочетание нескольких методов: анкетирование и наблюдение, анкетирование и свободное интервью.

Этапы составления анкеты:

1. подготовка проекта

2. пробный опрос

Пробный опрос охватывает небольшое число лиц, отобранных по основным характеристикам, которые определяются темой, целями и задачами исследования. Проба необходима для проверки плана опроса, для уточнения вопросов, их формулировки и расположения на анкетном листе. После тщательного анализа результатов пробного опроса и исправления ошибок в анкете можно приступать к массовому опросу.