Английские писатели-романтики

Заслугой британских поэтов-романтиков является оформление новых принципов взаимодействия сюжета произведения и главного героя. Все главные события повествования перемещаются из внешней среды во внутренний мир героя, в душе которого и происходит столкновение сил Добра и Зла. Благодаря этой поистине революционной новации в литературе (и в общественной жизни) высоко была поднята ценность личности, ее неповторимость и глубина. Наиболее типичными правилами «романов личности» считаются мследующие: 1. становление личности героя описывается начиная от стадии наивности до стадии зрелости через череду внешних и внутренних конфликтов; 2. на поведение и изменения в личности героя влияют обстоятельства и окружающие люди; 3. дистанция между героем и автором отсутствует.

Джордж Ноэл Гордон Байрон (1788 – 1824) – великий английский поэт-романтик, создатель «Восточных поэм», «Дона Жуана», драм, мистерии и других произведений, вошел в историю литературы не только как мастер стиха, но и как человек-легенда, яркая личность, «властитель дум», по словам Пушкина. Он жаждал свободы и боролся с тиранией – и в английском парламенте, и в кругу итальянских карбонариев, и в своих поэмах и стихах. С его именем и творчеством связывают настроение гордого индивидуализма и «мировой скорби».

В лирике Байрона наиболее полно проявляется свойственный романтизму психологизм – путь постижения диалектики души. В его поэмах сложился особый тип романтического героя – «байронический», это разочарованный человек, гордо презирающий отвергнувшее его общество и мстящий ему. Таков, например, Конрад – персонаж «восточной поэмы» Байрона «Корсар». Но самый известный герой поэзии Байрона – это Чайльд Гарольд. Громкая слава автора была заслужена созданием образа «угрюмого, томного» (А.С. Пушкин), разочарованного аристократа, покинувшего свою родину – Англию и пустившегося в путешествие по разным странам. Яркие пейзажи Средиземноморья, красочные описания Испании и Греции, Португалии и Италии составляют выразительный контраст обличительным картинам социальных и политических бедствий.

Перси Биши Шелли (1792 – 1822) – один из величайших английских поэтов XIX века. Уже в ранних стихах Шелли выразились его несколько наивные радикально-революционные воззрения. Близкий к идеям утопического социализма он выражал свою Веру в счастливую долю человечества, в неизбежность победы Добра над Злом, Света над Тьмой. В романтической поэме-«видении» «Королева Маб» (1813), в драматической поэме «Освобожденный Прометей» (1820), в эпической поэме «Восстание Ислама» (1818) отражены эти мотивы. Как поэт-романтик, Шелли широко использовал символы, аллегории, библейские и мифологические образы, олицетворения, легко смещая временные пласты, переходя от настоящего к прошлому и будущему. Его перу принадлежат и политические стихи, самое известное из которых «Песнь людям Англии»:

Англичане, почемуПокорились вы ярму?Отчего простой народТкет и пашет на господ?

Вальтер Скотт (1771 – 1832) – всемирно известный писатель, поэт и историк, основоположник жанра исторического романа. Писатель опубликовал около 30 романов, принесших ему мировую славу («Уэверлей», «Гай Маннеринг», «Роб Рой», «Айвенго», «Монастырь» и др.). Обращаясь к истории, Скотт стремился уловить ее глубинные тенденции, позволяющие лучше понять современную ему действительность. В центре его романов нередко находился романтический герой, развертывалась любовная линия. С точки зрения тематики и проблематики романы Вальтера Скотта образуют три главных цикла: шотландский, средневековый и цикл, посвященный английской революции XVII в. Реализм соединяется у Вальтера Скотта с романтическим началом, которое проявляется в интересе к средневековью, к патриархальным формам жизни, к природе родной Шотландии.

Джейн Остин (1775 – 1817) признана основоположницей «дамского романа» и жанра романов «среды и характера». Она остроумно и проницательно изобразила провинциальное английское общество. Роман «Чувство и чувствительность» балансирует на грани пародии на мелодраматические сочинения XVIII в. и дидактического трактата о том, что наивность наказывается общественным порицанием, а здравомыслие получает в финале вознаграждение в виде законного брака. В «Гордости и предубеждении» она уже отказывается от морализаторства, а сюжет дает простор ее чувству комического и авторским симпатиям. Это роман об охоте на женихов, и тема эта освещена автором со всех сторон.