Архитектура и эстетика европейского Средневековья: готика

Появление готики, архитектурно-декоративного стиля позднего Средневековья, было подготовлено социально-экономическими сдвигами в европейском обществе. В XI в. происходит потепление климата, отделение ремесла от сельского хозяйства, появляются новые урожайные культуры. Получает развитие денежная рента в деревне, множатся межрегиональные ярмарки, развивается торговля, в том числе и международная. После начала чеканки золотой монеты в разных государствах возникает ростовщичество. Все это было предпосылкой нового стиля в архитектуре, потому что готические постройки были значительно более дорогостоящими, чем романские, требовали четкого первоначального замысла, инженерного расчета, квалифицированных мастеров; на их постройке собирались сотни людей, а значит, эти люди должны были быть не нужны в других более жизненно важных сферах деятельности.

Название возникло в эпоху Возрождения (XV–XVI вв.), оно происходило от имени германского племени – готов – и носило уничижительный характер, готический, – то есть, варварский, непохожий на античные постройки, которые людям Возрождения казались образцовыми. Ведь готика так и не получила распространения в Италии и Испании. Мы продолжаем пользоваться этим названием, хотя оно неудачно, так как постройки создавались не готами, а французами, немцами, англичанами и другими народами Европы.

Считается, что готический стиль возник во Франции около 1140 г. и просуществовал до XVI в. Первая постройка по новому технологическому принципу (несущими являются опоры, а не весь массив стены) была построена по проекту аббата Сугерия в аббатстве Сен-Дени. Однако изучение техники ближневосточных построек раннемусульманской эпохи показало, что основные технические приемы и признаки готики в них есть: это и узкие стрельчатые окна, и крестово-купольное перекрытие с ключевым камнем. Например, т.н. помещение «Тайной вечери», датируемое VII в., расположенное на г. Сион в Иерусалиме. Замки крестоносцев в Святой земле – замок в Кейсарии, замок Бель-Вуар и пр. – были построены явно не в привычном тогда Европе романском стиле. Вероятно, новая техника была завезена в Европу крестоносцами и получила там новое развитие.

Готические постройки по справедливости считаются замечательными произведениями средневекового искусства. Распределение нагрузок здания осуществлялось через каркас, состоявший из контрфорсов (внешних опорных столбов), аркбутанов (соединительных арок) и нервюров (выступающих ребер крестообразного свода крыши). Крестово-реберные стрельчатые своды с ключевым камнем; арки стрельчатой формы определяли во многом внутренний и внешний облик собора; они позволяли расширить оконные проемы, впустить в помещение много света; делать ажурные перегородки; фронтальные стены над входом и над алтарем украшали круглые окна – розетки, забранные витражами из цветного стекла. Большие окна готических соборов заполнялись витражами – картинами на библейские темы, собраннымиизкусков цветного полупрозрачного стекла. Присутствие света в храме имело важный религиозный смысл: Бог отождествлялся со светом, и столб солнечного света означало божественное присутствие в мире. Общее впечатление от строения было легкость, устремление ввысь, динамичность. Внутри и снаружи устанавливалась монументальная скульптура – статуи-колонны и отдельно стоящие статуи, изображающие Иисуса, Богоматерь, святых, королей и знатных сеньоров, внесших пожертвования на строительство собора, а также фантастических животных типа химер.

К числу самых знаменитых готических построек можно отнести собор Парижской Богоматери, соборы в Реймсе и Шартре (Франция); в Магдебурге и Наумбурге (Германия); в Солсбери (Англия); ратуши – в Штральзунде (Германия), в Брюгге (Бельгия) и многие другие.

Ранние готические здания были довольно скромно декорированы, но затем убранство стало богаче. Узкие высокие башни и колонны покрывались мелкими деталями, которые должны были подчеркнуть вертикальное направление. Особое место в этом принадлежало стрельчатым аркам и расположенным в них характерным многолепестковым цветочным розеткам. Отсюда и название «цветочная готика».

С XIV в. возникает, преимущественно в Англии, т.н. «пламенеющая готика», отличающаяся обильной резьбой по камню, столь затейливой, что получившей название «каменное кружево». Другое отличие английской готики – своеобразное сложное пересечение стрельчатых арок сводов. Примерами могут служить постройки Вестминстерского аббатства и Кембриджа.

В конце XIV-XV вв. под влиянием новой ренессансной эстетики формируется «мягкий стиль», иногда называемый «интернациональной готикой». Тогда готика достигла и Италии, ее образцом являются многие из дворцов Венеции, например, палаццо Ка Д’Оро.

В Германии готика была освоена позже всех из-за отсутствия сырья для строительства – камня. Поэтому германская готика – это кирпичные постройки, сочетающие в себе и готику, и романский стиль. В XV в. в Германии возник новый тип массового строительства, т.н. готика для бедных – фахверк. В основу положен тот же принцип каркаса: деревянные перекладины, опоры и диагональные балки скреплялись между собой, а потом проемы заполнялись битым кирпичом, камнями, ветками, смешанными с глиной.

Идеациональным содержанием этого стиля было специфическое готическое сознание, которое хорошо прочитывается в конструктивных признаках этой архитектуры. По сравнению с более ранним типом человека, раздавленного мощью романской постройки, готика выражала стремление вверх, навстречу божественному свету и спасению. Однако оптимистичным готическое настроение не назовешь. Этот порыв был обречен на гибель, ведь между миром людей и миром небесным находилось царство химер, под которыми понимались и человеческие грехи и слабости, и злые демоны, в чью задачу входило мешать соединению человека с Богом. Специфическая демонологическая скульптура на крыше готических соборов олицетворяла страх человека перед неизвестностью судьба его души.

Наиболее полным воплощением эмоционального состояния человека позднего Средневековья является творчество Иеронима Босха, хотя многие исследователи и относят его к следующему периоду – Северному Возрождению. Картины «Страшный суд» и «Блаженные и проклятые» показывают путь душ умерших: грешников, сбрасываемых чертями во тьму, и праведников, поднимаемых ангелами к свету в конце тоннеля. «Сад земных наслаждений» натуралистически представляет, что происходит с душой человека, когда он допускает вовлечь себя в какой-либо из грехов – обжорства, прелюбодеяния и пр. Оказывается, что наслаждаются в этом саду лишь уродливые воплощения смертных грехов, а люди страдают и погибают.

Готика охватывала также скульптуру, живопись, книжную миниатюру, костюм, орнамент и т. д. Готическая скульптура значительно отличается от скульптуры романского периода. Во-первых, в период готики господствует круглая пластика, а не рельеф. Во-вторых, застылость столпообразных романских статуй сменилась подвижностью фигур, они обращены друг к другу и к зрителю. Возник интерес к реальным чувствам человека. В-третьих, увеличивается роль светских сюжетов, важное место начинает играть портрет.

Шедевром позднесредневековой миниатюры стал «Часослов герцога Беррийского», созданный братьями Лимбургами в начале XV в. Двенадцать картинок соответствуют двенадцати месяцам года. На них изображены люди – аристократы и простолюдины, занимающиеся делами, которые приходятся на каждый из месяцев. В апреле крестьяне засевают поле, в июне косят сено, а в июле – хлеб, в сентябре убирают виноград. А благородные люди в январе пируют, а в декабре охотятся.