Базовые принципы административного управления жизненным циклом и качеством программных средств

l Принцип 1: ориентация предприятия-разработчика на потребителя-заказчика. «Предприятия зависят от своих потребителей и, таким образом, должны понимать текущие и будущие потребности потребителей-заказчиков, удовлетворять их требования и стремиться превзойти их ожидания»

l Принцип 2: лидерство-руководство. «Лидеры обеспечивают единство назначения и направления деятельности предприятия. Они должны создавать и поддерживать внутреннюю окружающую среду, в которой специалисты могут в полной мере участвовать в достижении стратегических целей предприятия»

l Принцип 3: вовлечение персонала. «Люди составляют сущность предприятия на всех уровнях, и их полноценное участие в деятельности способствует применению их способностей на благо целей предприятия»

l Принцип 4: процессный подход. «Желаемый результат достигается более эффективно, когда требуемые ресурсы и деятельность специалистов предприятия управляются как единый связанный процесс»

l Принцип 5: системный подход к административному управлению. «Выявление и понимание задач и административное управление системой взаимосвязанных процессов для заданной стратегической цели, повышает эффективность и результативность предприятия»

l Принцип 6: постоянное усовершенствование. «Непрерывное усовершенствование процессов и повышение качества продукции должно быть постоянной стратегической целью предприятия и его специалистов»

l Принцип 7: подход к принятию решений основанный на фактах. «Эффективные решения должны базироваться на анализе только реальных данных и достоверной информации»

l Принцип 8: взаимовыгодные отношения с поставщиками. «Предприятие-пользователь и его поставщики-разработчики взаимозависимы, и взаимовыгодные отношения между ними повышают способность обоих производить качественную продукцию»

10. Проектный подход к разработке программного обеспечения: характеристики проекта, его миссия и цели, основные участники. Жизненный цикл проекта.

11. Что характеризует тип данных? Простые и структурированные типы данных.

12. Общая классификация структур данных.

13. Методы тестирования программного обеспечения.

14. Отладка программ и защитное программирование.

 

l Точка обнаружения ошибки — это место в программе, где ошибка себя проявляет или становится очевидной. Точка обнаружения должна выявляться первой

l Точка происхождения ошибки — это место в программе, где возникают условия для появления ошибки

 

С=В/А

 

Отлад инф

 

l эхо-печать всех введенных данных

l печать информации о ходе вычислительных операций

l печать информации о работе логической части программы

 

защпргр

Это метод организации программного кода таким образом, чтобы при работе системы последствия проявления ошибки в программе не приводили бы к сбоям

 

Это такой стиль написания программ, при котором появляющиеся ошибки легко обнаруживаются и идентифицируются программистом

Принципы

l Общее недоверие - входные данные каждого модуля должны тщательно анализироваться в предположении, что они ошибочны

l Немедленное обнаружение - каждая программная ошибка должна быть выявлена как можно раньше, что упрощает установление ее причины

l Изолирование ошибок - ошибки в одном модуле должны быть изолированы так, чтобы не допустить их влияние на другие модули (за счет введения так называемых брандмауэров)

 

15. Модели жизненного цикла программного обеспечения. Побудительные причины изучения моделей жизненного цикла. Подходы к моделированию жизненного цикла.

16. Последовательная модель жизненного цикла и ее модификации.

17. Эволюционные и инкрементные модели жизненного цикла.

18. Жизненный цикл ПО и методологии программирования. Жесткие и гибкие стратегии в методологиях программирования, их характерные черты и границы применимости.

 

Гибк

l индивидуумы и их взаимодействие важнее процессов и инструментов

l работоспособное программное обеспечение важнее обширной документации

l сотрудничество с заказчиком важнее заключения контракта

l готовность к изменениям важнее следования плану

Жесткие методологии Гибкие методологии
Ориентация на предсказуемые процессы разработки программного обеспечения с четко обозначенными целями Осознание того, что процессы разработки программного обеспечения в принципе непредсказуемы
Распознавание ситуаций и применение готовых методов Распознавание ситуаций и конструирование методов для работы в них
Планирование, в котором определяются этапы с объемом работ, ресурсами, сроками и уровнем качества работ Соблюдение баланса между параметрами проекта: объем работ, ресурсы, сроки и уровень качества работ
Заказчик — внешний по отношению к проекту субъект, влияющий на разработку только через предоставление ресурсов и контроль результатов, в том числе по поэтапным срокам выполнения проекта Заказчик (его представитель) — член команды разработчиков, наделенный правом влиять на разработку; его главной целью является отслеживание актуальности решаемых задач
Ролевое разделение труда работников проекта Совместная деятельность сотрудников и деперсонифицированная ответственность
Дисциплина и подчинение Самодисциплина и сотрудничество
Обезличенный процесс, исполнители которого определяются только по квалификационным требованиям Процесс, максимально учитывающий личностные качества исполнителей