Прогнозирование – вероятное суждение о развитии конкретной ситуации, хода того или иного события.
В криминологии различают 2 вида прогнозов:
1) движения преступности в целом и отдельных видов преступности;
2) возможного поведения отдельного лица.
Прогнозирование преступности должно строиться исключительно на основе глубокого изучения причин и условий, способствующих развитию преступности. При этом должно учитываться влияние не только криминогенных, но и положительных, снижающих уровень преступности факторов.
Криминологическое прогнозирование подчинено своим целям, которые принято делить на:
1) общие цели:
а) установление наиболее общих показателей, характеризующих развитие(изменение)преступности в перспективе;
б) выявление нежелательных тенденций и закономерностей и отыскивание на этой основе способов изменения этих тенденций и закономерностей в нужном направлении;
2)основные цели:
а) обеспечение обстоятельств, имеющих существенное значение для разработки перспективных планов;
б) принятие пролонгированных управленческих решений;
в) установление возможных изменений в состоянии, уровне, структуре и динамике преступности в будущем;
г) определение возможностей появления новых видов преступлений и исчезновения имеющихся в настоящем, а также определение факторов и обстоятельств, способных повлиять на это;
д) установление возможности появления новых категорий преступников и т. д.
Криминологическое прогнозирование имеет свои источники информации,к которым могут быть отнесены конкретные статистические данные правоохранительных органов, экономической, социальной, демографической статистики, а также знания отдельных людей.
Криминологическое прогнозирование не всегда имеет достоверную и проверенную информацию (трудности сбора и обработки статистических данных, а также наличие латентной преступности, недостатки в учете регистрации преступных проявлений препятствуют этому), что отображается на его результатах.
В специальной литературе криминологическое прогнозирование предлагается делить на:
1) краткосрочное – прогнозирование на срок до 1 года;
2) среднесрочное – на срок до 5 лет;
3) долгосрочное – на срок от 10 до 20 лет;
4) сверхдолгосрочное – на период от 20 лет и более, что практически сделать в настоящее время вряд ли возможно.
На практике наиболее часто используемым являются краткосрочные прогнозы развития преступности.
51. Криминологическое планирование.
Позитивное воздействие на преступность осуществляется самыми разными средствами и методами. Как уже отмечалось, криминологические прогнозы будущего состояния преступности, тенденций ее изменения и развития, вероятности совершения преступлений тем или иным лицом, определяется практической потребностью борьбы с преступностью.
Криминологический прогноз, определяющий ее наиболее вероятные характеристики, становится руководством к действию для практики правоохранительных органов. Именно практическая деятельность государства и общества в лице их субъектов, противодействующих преступности, является конечным критерием оценки точности криминологического прогнозирования. Если исходить из положения о том, что наиболее эффективным методом воздействия на преступность является ее предупреждение, следует признать, что предупредительный успех во многом зависит от целенаправленности и плановости предупредительной деятельности.
Рассматривая планирование, как заранее намечаемую систему мероприятий, предусматривающую определенную последовательность, порядок, сроки исполнения, исполнителей и меры обеспечения намеченных мероприятий, можно сказать, что под криминологическим планированием понимается научно - обоснованное определение целей и задач в сфере борьбы с преступностью, направлений, путей и средств решения этих задач, их нормативного, информационного, организационного, методического, ресурсного обеспечения на определенный период."
Целью планирования предупреждения преступности в настоящее время является закрепление тенденции стабилизации преступности, а также снижения ее уровня в целом по отдельным видам и группам преступлений.
Поскольку преступность является многофакторным явлением, "представляется, что сложному комплексу криминогенных факторов, обуславливающих ее, следует противопоставить научно - обоснованный комплекс экономических, политических, организационно - управленческих, социально - психологических мероприятий, направленных на ослабление или нейтрализацию этих факторов.
Научный подход к планированию состоит в том, что оно позволяет осуществлять предупредительную деятельность не стихийно - от случая к случаю, а целенаправленно, систематически, на основе научно обоснованных данных о преступности и других факторах ее обуславливающих.
В основе правильного планирования предупредительной деятельности, осуществляемой государством, лежит точная информация относительно преступности и влияющих на нее процессов в динамике и результативности принятых ранее мер предупреждения.
Такую информацию позволяют получить мониторинга преступности, смежных явлений и состояния борьбы с нею.
Так на федеральном уровне впервые в 1994 - 1995 годах группой ученых ВНИИ МВД России совместно с представителями Министерства Юстиции Российской Федерации и Академии наук разработана такая система мониторинга.
Мониторинг представляет собой совокупность последовательных организационных мероприятий, позволяющих регулярно отслеживать и анализировать динамику преступности, ее фоновых явлений, и состояния борьбы с нею на основе оценки информации, получаемой с мест, которая после соответствующей компьютерной обработки и обобщения должна с определенной периодичностью представляться в центральные органы государственной власти. Криминологическое планирование бывает перспективным и текущим.
Перспективные планы составляются на длительный срок и основаны на долгосрочных криминологических прогнозах.
Текущие планы составляются на основе краткосрочных и среднесрочных прогнозов и имеют целями решение промежуточных и стоящих остро задач.
По срокам различают краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные планы.
В правоохранительных органах, как правило, составляются квартальные, полугодовые и годовые планы, которые можно отнести к краткосрочным.
Второй и третий виды планов рассчитаны на3-5и10-20 лет. К этому виду планирования можно отнести и такой важный международный документ, как "Межведомственная программа совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств - участников Содружества Независимых Государств" до 2000 года, утвержденная Решением Совета глав государств Содружества 17 мая 1996 год.
9 Коробейников Б.В. Криминология: Учебник. М., 1988. С. 186.
В этом документе предусматриваются мероприятия по разработке правовой базы сотрудничества, гармонизации национальных законодательств стран - участниц СНГ, организационно - практические мероприятия совместных действий по противодействию организованным формам преступности, меры материально - технического и финансового обеспечения Программы.
В частности Программой предусмотрено проведение согласованных межведомственных профилактических мероприятий по следующим направлениям:
пресечению контрабанды и хищений сырьевых ресурсов и культурных ценностей;
• противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ;
• выявлению и пресечению деятельности международных бандитских группировок, действующих на водном, воздушном, железнодорожном транспорте и автомобильных дорогах;
• выявлению и пресечению деятельности международных "гастролирующих" преступных групп:
• пресечению организованной преступности, формирований из числа иностранных граждан, находящихся на территории государств - участников СНГ;
• предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с посягательствами на денежные и материальные ресурсы, выделяемые на поддержку своих граждан, проживающих в других государствах - участниках СНГ.
По содержанию, целям и масштабу различают комплексно - территориальное, комплексно - отраслевое и функционально - ведомственное криминологическое планирование.
Первый вид планирования рассчитан на определенную территорию, второй - на отрасль хозяйствования (например, на транспорт), третий - на определенные ведомства (министерства, комитеты).
Функционально - ведомственное криминологическое планирование осуществляют все правоохранительные органы, осуществляющие предупредительные функции.
Следует сказать, что до недавнего времени российские правоохранительные органы, и научные учреждения не имели достоверных научных данных о глубинных негативных социальных процессах,
обуславливающих преступность, ни в масштабе всей федерации, ни в масштабах отдельных регионов. И лишь в последнее время появляются некоторые концептуальные документы, на основе которых разрабатываются рабочие акты, имеющие планообразующий характер.
К таким можно отнести комплексно - целевые программы, такие как Федеральная программа по усилению борьбы с преступностью на 1996 - 1997 годы. Федеральная целевая программа по усилению борьбы с преступностью на 1998 - 2000 годы. Программа совместных действий МВД и Генеральной прокуратуры России по борьбе с тяжкими преступлениями против личности и другие.
В последние годы во многих регионах страны разработаны Программы борьбы с преступностью, которые по существу носят характер среднесрочных территориально - комплексных планов. Их основной задачей является объединение разрозненных усилий разных субъектов предупреждения преступлений, и направить их в единое русло целенаправленной деятельности.
Такой подход позволяет заложить в основу деятельности субъектов профилактики слаженность в работе, последовательность выполнения профилактических мероприятий, взаимодействие и координация действии исполнителей при выполнении плановых заданий.
Составной частью криминологического планирования являются ведомственные планы органов внутренних дел. Порядок их подготовки определен нормативными актами МВД РФ. Эти планы ориентированы на всю совокупность мер, предпринимаемых ОВД по борьбе с преступностью и охране общественного порядка на обслуживаемой территории.
Хорошее планирование должно соответствовать прогнозируемой структуре преступности и отвечать условиям рационального распределения имеющихся в распоряжении ОВД сил и средств, с тем чтобы в условиях даже сложной криминогенной обстановки добиваться хорошего результата практической деятельности по предупреждению преступности.