Прогнозирование – вероятное суждение о развитии конкретной ситуации, хода того или иного события.

В криминологии различают 2 вида прогнозов:

1) движения преступности в целом и отдельных видов преступности;

2) возможного поведения отдельного лица.

Прогнозирование преступности должно строиться исключительно на основе глубокого изучения причин и условий, способствующих развитию преступности. При этом должно учитываться влияние не только криминогенных, но и положительных, снижающих уровень преступности факторов.

Криминологическое прогнозирование подчинено своим целям, которые принято делить на:

1) общие цели:

а) установление наиболее общих показателей, характеризующих развитие(изменение)преступности в перспективе;

б) выявление нежелательных тенденций и закономерностей и отыскивание на этой основе способов изменения этих тенденций и закономерностей в нужном направлении;

2)основные цели:

а) обеспечение обстоятельств, имеющих существенное значение для разработки перспективных планов;

б) принятие пролонгированных управленческих решений;

в) установление возможных изменений в состоянии, уровне, структуре и динамике преступности в будущем;

г) определение возможностей появления новых видов преступлений и исчезновения имеющихся в настоящем, а также определение факторов и обстоятельств, способных повлиять на это;

д) установление возможности появления новых категорий преступников и т. д.

Криминологическое прогнозирование имеет свои источники информации,к которым могут быть отнесены конкретные статистические данные правоохранительных органов, экономической, социальной, демографической статистики, а также знания отдельных людей.

Криминологическое прогнозирование не всегда имеет достоверную и проверенную информацию (трудности сбора и обработки статистических данных, а также наличие латентной преступности, недостатки в учете регистрации преступных проявлений препятствуют этому), что отображается на его результатах.

В специальной литературе криминологическое прогнозирование предлагается делить на:

1) краткосрочное – прогнозирование на срок до 1 года;

2) среднесрочное – на срок до 5 лет;

3) долгосрочное – на срок от 10 до 20 лет;

4) сверхдолгосрочное – на период от 20 лет и более, что практически сделать в настоящее время вряд ли возможно.

На практике наиболее часто используемым являются краткосрочные прогнозы развития преступности.

 

51. Криминологическое планирование.

Позитивное воздействие на преступность осуществляется самы­ми разными средствами и методами. Как уже отмечалось, кримино­логические прогнозы будущего состояния преступности, тенденций ее изменения и развития, вероятности совершения преступлений тем или иным лицом, определяется практической потребностью борь­бы с преступностью.

Криминологический прогноз, определяющий ее наиболее веро­ятные характеристики, становится руководством к действию для практики правоохранительных органов. Именно практическая де­ятельность государства и общества в лице их субъектов, противо­действующих преступности, является конечным критерием оценки точности криминологического прогнозирования. Если исходить из положения о том, что наиболее эффективным методом воздействия на преступность является ее предупреждение, следует признать, что предупредительный успех во многом зависит от целенаправленнос­ти и плановости предупредительной деятельности.

Рассматривая планирование, как заранее намечаемую систему мероприятий, предусматривающую определенную последователь­ность, порядок, сроки исполнения, исполнителей и меры обеспече­ния намеченных мероприятий, можно сказать, что под криминоло­гическим планированием понимается научно - обоснованное опре­деление целей и задач в сфере борьбы с преступностью, направле­ний, путей и средств решения этих задач, их нормативного, инфор­мационного, организационного, методического, ресурсного обес­печения на определенный период."

Целью планирования предупреждения преступности в настоящее время является закрепление тенденции стабилизации преступнос­ти, а также снижения ее уровня в целом по отдельным видам и груп­пам преступлений.

Поскольку преступность является многофакторным явлением, "представляется, что сложному комплексу криминогенных факторов, обуславливающих ее, следует противопоставить научно - обосно­ванный комплекс экономических, политических, организационно - управленческих, социально - психологических мероприятий, направ­ленных на ослабление или нейтрализацию этих факторов.

Научный подход к планированию состоит в том, что оно позволяет осуществлять предупредительную деятельность не стихийно - от случая к случаю, а целенаправленно, систематически, на основе научно обоснованных данных о преступности и других факторах ее обуславливающих.

В основе правильного планирования предупредительной деятель­ности, осуществляемой государством, лежит точная информация относительно преступности и влияющих на нее процессов в дина­мике и результативности принятых ранее мер предупреждения.

Такую информацию позволяют получить мониторинга преступ­ности, смежных явлений и состояния борьбы с нею.

Так на федеральном уровне впервые в 1994 - 1995 годах группой ученых ВНИИ МВД России совместно с представителями Министер­ства Юстиции Российской Федерации и Академии наук разработана такая система мониторинга.

Мониторинг представляет собой совокупность последовательных организационных мероприятий, позволяющих регулярно отслежи­вать и анализировать динамику преступности, ее фоновых явлений, и состояния борьбы с нею на основе оценки информации, получае­мой с мест, которая после соответствующей компьютерной обра­ботки и обобщения должна с определенной периодичностью пред­ставляться в центральные органы государственной власти. Криминологическое планирование бывает перспективным и те­кущим.

Перспективные планы составляются на длительный срок и осно­ваны на долгосрочных криминологических прогнозах.

Текущие планы составляются на основе краткосрочных и сред­несрочных прогнозов и имеют целями решение промежуточных и стоящих остро задач.

По срокам различают краткосрочные, среднесрочные и долгосроч­ные планы.

В правоохранительных органах, как правило, составляются квар­тальные, полугодовые и годовые планы, которые можно отнести к краткосрочным.

Второй и третий виды планов рассчитаны на3-5и10-20 лет. К этому виду планирования можно отнести и такой важный меж­дународный документ, как "Межведомственная программа совмес­тных мер борьбы с организованной преступностью и иными вида­ми опасных преступлений на территории государств - участников Содружества Независимых Государств" до 2000 года, утвержден­ная Решением Совета глав государств Содружества 17 мая 1996 год.

9 Коробейников Б.В. Криминология: Учебник. М., 1988. С. 186.

В этом документе предусматриваются мероприятия по разработ­ке правовой базы сотрудничества, гармонизации национальных законодательств стран - участниц СНГ, организационно - практи­ческие мероприятия совместных действий по противодействию орга­низованным формам преступности, меры материально - техничес­кого и финансового обеспечения Программы.

В частности Программой предусмотрено проведение согласован­ных межведомственных профилактических мероприятий по следу­ющим направлениям:

пресечению контрабанды и хищений сырьевых ресурсов и куль­турных ценностей;

• противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ;

• выявлению и пресечению деятельности международных бандит­ских группировок, действующих на водном, воздушном, железно­дорожном транспорте и автомобильных дорогах;

• выявлению и пресечению деятельности международных "гаст­ролирующих" преступных групп:

• пресечению организованной преступности, формирований из числа иностранных граждан, находящихся на территории госу­дарств - участников СНГ;

• предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с посягательствами на денежные и материальные ресурсы, выделяе­мые на поддержку своих граждан, проживающих в других государ­ствах - участниках СНГ.

По содержанию, целям и масштабу различают комплексно - тер­риториальное, комплексно - отраслевое и функционально - ведом­ственное криминологическое планирование.

Первый вид планирования рассчитан на определенную террито­рию, второй - на отрасль хозяйствования (например, на транспорт), третий - на определенные ведомства (министерства, комитеты).

Функционально - ведомственное криминологическое планирова­ние осуществляют все правоохранительные органы, осуществляю­щие предупредительные функции.

Следует сказать, что до недавнего времени российские правоох­ранительные органы, и научные учреждения не имели достоверных научных данных о глубинных негативных социальных процессах,

обуславливающих преступность, ни в масштабе всей федерации, ни в масштабах отдельных регионов. И лишь в последнее время появ­ляются некоторые концептуальные документы, на основе которых разрабатываются рабочие акты, имеющие планообразующий ха­рактер.

К таким можно отнести комплексно - целевые программы, такие как Федеральная программа по усилению борьбы с преступностью на 1996 - 1997 годы. Федеральная целевая программа по усилению борьбы с преступностью на 1998 - 2000 годы. Программа совмест­ных действий МВД и Генеральной прокуратуры России по борьбе с тяжкими преступлениями против личности и другие.

В последние годы во многих регионах страны разработаны Про­граммы борьбы с преступностью, которые по существу носят ха­рактер среднесрочных территориально - комплексных планов. Их основной задачей является объединение разрозненных усилий раз­ных субъектов предупреждения преступлений, и направить их в еди­ное русло целенаправленной деятельности.

Такой подход позволяет заложить в основу деятельности субъек­тов профилактики слаженность в работе, последовательность вы­полнения профилактических мероприятий, взаимодействие и коор­динация действии исполнителей при выполнении плановых зада­ний.

Составной частью криминологического планирования являются ведомственные планы органов внутренних дел. Порядок их подго­товки определен нормативными актами МВД РФ. Эти планы ори­ентированы на всю совокупность мер, предпринимаемых ОВД по борьбе с преступностью и охране общественного порядка на обслу­живаемой территории.

Хорошее планирование должно соответствовать прогнозируемой структуре преступности и отвечать условиям рационального рас­пределения имеющихся в распоряжении ОВД сил и средств, с тем чтобы в условиях даже сложной криминогенной обстановки доби­ваться хорошего результата практической деятельности по предуп­реждению преступности.