Методы разрешения конфликтов

Существующие эффективные способы управления конфликтной ситуацией можно разделить на две категории: структурные и межличностные.

Структурные методы разрешения конфликтов:

 - через разъяснение требований к работе;

 - с помощью создания новых координационных и интеграционных механизмов;

 - установление общей цели для всех подразделений и организаций;

 - через систему вознаграждений.

Межличностные стили разрешения конфликтов:

 - уклонение от конфликта;

 - сглаживание причин конфликта;

 - принуждение одной из сторон;

 - компромисс;

 - решение проблемы.

Последний стиль является наиболее эффективным в решении проблем организации. Ниже приведены некоторые предложения по использованию этого стиля разрешения конфликта:

 - определите проблему в категориях целей, а не решений;

 - после того, как проблема определена, определите решения, приемлемые для всех сторон;

 - сосредоточьте внимание на проблеме, а не на личных качествах другой стороны;

 - создайте атмосферу доверия, увеличив взаимное влияние и обмен информацией;

 - во время общения создайте положительное отношение друг к другу, проявляя симпатию и выслушивая мнение другой стороны.

- В интересах эффективного функционирования коллектива руководителю не следует втягиваться во всевозможные внутренние конфликты, принимая точку зрения той или другой стороны. Разумнее всего находиться как бы "над схваткой", однако не в позиции стороннего наблюдателя, что делает организационный процесс неуправляемым, а в качестве лица, заинтересованного в нормализации возникших межличностных осложнений, пытающегося влиять на происходящие процессы. Для разрешения конфликтной ситуации наличие посредника чрезвычайно важно в психологическом плане, поскольку позволяет участникам конфликта, несмотря на взаимные уступки, "сохранить лицо". Кроме того, успешная реализация посреднической функции повысит психологический авторитет руководителя, что немаловажно в повседневной управленческой деятельности.