Общая характеристика литературного процесса 1826-1842 гг.
Николаевская эпоха. Ему престол достался случайно, у Александра не было детей. Царство (1826 - 1855). Неоднозначный период в истории. Первая его часть – 26 – 42 годы – сложное переплетение и соотношение романтических и реалистических тенденций.
26 – постдекабристская эпоха, новый царь
37 – смерть Пушкина, завершение пушкинского периода лит-ры и вступление ее в гоголевский период
40-е – расцвет творчества Лермонтова (37-41 – расцвет лермонтовской звезды)
42 – книга гоголя «Петербургские повести»
С 40-х гг – период, когда на сцену выходят писатели не только натуральной школы. Демократизация лит-ры. Все больше писателей без высшего образования и дворянского звания. Коммерциализация литры. Это тоже влияет на писателей и их приоритеты.
А.А.Блок: «Пушкина убила не пуля Дантеса, его убило отсутствие воздуха». Общественный спад, депрессия, отсутствие ценностей, их переоценка. Падение общ. нравов. Торжество Молчалиных – исполнителей (чины иметь и весело пожить) и «голубых мундиров» (политический сыск).
И Молчалины, и голубые мундиры были за жандармско-бюрократическую систему. Усиление идеологического влияния. Цензурная политика (Уставы 26 и 28 гг). Это приводит к апатии общества, к страху, но также – к чувству чести, притупляющемуся. Поколение, будущее которого «темно и печально». Мотив одиночества.
В 30-40-е гг меняется цвет времени. С зеленого (цвета надежды) он меняется на голубой – цвет разбитых надежд, разочарований, холода. О Николае: «Железная зима дохнула на Россию».
Но есть и другая часть публики, еще питавшая надежду, активизировавшая свои идейные искания. Культ Николая 1 (сравнение его с Петром, ожидание реформ). Николай знал о таких ожидающих и сам понимал, что реформы нужны, но не решался на них. Петра 1 из него не получилось – так сказала Прохорова! Однако это была не глупая боязнь что-либо сделать, а неизвестность, что из этого выйдет. Некая обломовщина (закрыться от проблем). При этом – ведение во всем «прямой линии». Военный блеск – и поражения (Крымская война, падение Севастополя в 55). Россия – колосс на глиняных ногах.
Уваров. «Теория официальной народности», ее насаждение. Ее парадокс – написана по-французски. Идея – удержать такую страну, как Россия, можно только с помощью традиции: самодержавие, православие, народность (верноподданный народ).
Итак, 2-я четверт 19 века – катастрофы в военном, политическом, экономическом плане, но не в плане лит-ры. Пишут много. О чем? Эпоха напряженной духовной работы, интерес к истории, философии. Вопрос «Восток-Россия-Запад». Западники – Герцен, Огарев, Белинский и тд. Славянофилы - Аксаковы, Киреевские.
Важные этические проблемы эпохи. Границы размываются. Ценность – деньги. Нужны люди с активной жизненной позицией. Новые вопросы: «что такое хорошо и что такое плохо? Что такое истинная нравственность?»
Прозаизация лит-ры = прозаизация жизни. Хотя романтизм тоже силен, так как надо было как-то противостоять прозе.