Московская лингвистическая школа. Лингвистическая деятельность Филиппа Фёдоровича Фортунатова.
Московская лингвистическая школа сформировалась в последней трети XIX в. под влиянием трудов, а главное - педагогической деятельности Филиппа Фёдоровича Фортунатова, который 25 лет (с 1876-го по 1902 г.) преподавал в Московском университете. Эту школу иначе называют по имени её основателя Фортунатовской или «формальной», так как ее сторонники при исследовании всех сторон языка опирались на собственно лингвистические, формальные, реально представленные в языке факты. Такой подход к языку кардинально отличался от вульгарно-материалистических трактовок жизни языка натуралистической школы А.Шлейхера и от логицизма К.Беккера. Весь пафос Московской лингвистической школы, по справедливому замечанию Луи Ельмслева, заключался в «протесте против смешения грамматики с психологией и логикой».
В Московскую лингвистическую школу входили Алексей Александрович Шахматов, Александр Матвеевич Пешковский, Михаил Михайлович Покровский, Вячеслав Николаевич Щепкин, Борис Михайлович Ляпунов, Виктор Карлович Поржезинский, Николай Николаевич Дурново, Дмитрий Николаевич Ушаков, Михаил Николаевич Петерсон, Василий Михайлович Истрин, Евгений Фёдорович Будде, Александр Иванович Томсон.
Ученики Ф.Ф.Фортунатова, развивая идеи своего учителя, добились выдающихся успехов в решении проблем сравнительно-исторического языкознания.
Реконструкцией праславянского языка активно занимались Виктор Карлович Поржезинский и Иосиф Юлиус Миккола, реконструкцией древнерусского языка - Алексей Александрович Шахматов и Николай Николаевич Дурново.
Использование методики относительной хронологии позволило Николасу ван Вейку выявить две закономерности в развитии праславянского языка: тенденцию к восходящей звучности и принцип слогового сингармонизма.
А.А.Шахматов, Николас ван Вейк и Степан Михайлович Кульбакин продолжили разработку праславянской акцентологии.
В.К.Поржезинский, Григорий Константинович Ульянов и Борис Михайлович Ляпунов заложили основы праславянской морфологии.
Эрих Бернекер известен своими трудами в области праславянской лексикологии.
Издавая древние славянские памятники, Вячеслав Николаевич Щепкин, С. М. Кульбакин, A.A. Шахматов добились строгого разграничения букв и звуков, графики и орфографии, орфоэпии и палеографии; учитывали специфику «книжного наречия» и говора писца.
В 1903 г. по инициативе A.A. Шахматова была создана Московская диалектологическая комиссия, которая внесла огромный вклад в развитие русской диалектологии.
Михаил Михайлович Покровский и его ученики заложили основы семасиологии.
Учёные Московской лингвистической школы занимались нормализацией русского литературного языка, готовили реформу русского правописания. Они применили сравнительно-историческую методику Фортунатова к литовскому, финно-угорским, латинскому, древнеиндийскому, армянскому, древнебактрийскому, тюркским, кавказским, германским и славянским языкам.
В заслугу Московской лингвистической школе следует ставится:
1) разработка теоретической грамматики, опирающейся на конкретные языковые факты;
2) создание систематических сравнительных грамматик индоевропейских языков;
3) введение термина морфология вместо употреблявшегося ранее термина этимология, который допускал смешение истории грамматических форм и их современного состояния;
4) создание теории дивергентно-конвергентной эволюции языка;
5) методика установления относительной хронологии;
6) восстановление ряда элементов фонологической системы индоевропейского праязыка;
7) открытие важнейших закономерностей праславянского языкового единства.
Филипп Фёдорович Фортунатов.
Фортунатов Филипп Федорович (1848 – 1914) |
Филипп Фёдорович Фортунатов (1848 - 1914) учился на историко-филологическом факультете Московского университета. Ещё студентом Фортунатов занимался сравнительно-историческим языкознанием, изучал древнеиндийские памятники письменности. После окончания университета вместе с Всеволодом Ф.Миллером он отправился в русские области Литвы, где записывал литовские народные песни, сказки и пословицы. С этих пор Фортунатов постоянно изучал литовский язык и внёс значительный вклад в литуанистику (науку о литовском языке). Позднее он стал читать университетский курс литовского языка.
В 1871 г. Фортунатов сдал магистерские экзамены и был направлен на два года за границу. В Германии, Англии, Франции он углублённо изучает древнеиндийские письменные памятники, знакомится с учёными XIX в.
В 1875 г. Ф.Ф.Фортунатов защитил магистерскую диссертацию, которая представляла собой перевод и критический анализ древнейшего ведического текста - «Самаведы». Он был избран профессором кафедры сравнительно-исторической грамматики индоевропейских языков Московского университета. За 25 лет педагогической деятельности Фортунатов создал систему преподавания лингвистических дисциплин, которую признали одной из лучших в мире. В её основу Фортунатов положил требование овладеть «опорными» языками - древнеиндийским, древнегреческим, латинским, старославянским и литовским. В программу подготовки входило изучение общетеоретических дисциплин: сравнительного языковедения, сравнительной фонетики индоевропейских языков, сравнительной морфологии индоевропейских языков. Практически с Фортунатова началось изучение на филологических факультетах курса «Общее языкознание».
Лекции Фортунатова слушали многие выдающиеся русские и зарубежные лингвисты из Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании, Голландии, Франции, Германии, Австрии, Румынии, Сербии. Причина феноменального успеха российского учёного-педагога заключалась в том, что он умел теоретически осмыслить многочисленные разрозненные факты, увидеть причинно-следственные связи, нерешённые проблемы и пробудить научный азарт у своих слушателей.
В отличие от своего учителя Ф.И.Буслаева, который выступал на кафедре, как поэт-романтик, Фортунатов был скорее «математиком, строгим и бесстрастным аналитиком». Его лекции всегда были компактными и содержательными.
В 1898 г. Ф.Ф.Фортунатов был избран академиком и переехал в Петербург, где до конца своих дней занимался редактированием научных изданий. Однако школа, созданная им в Московском университете, заняла ведущее место в российской науке и шла «впереди западноевропейской лингвистики», сделав своим девизом основную идею учителя: «Лингвистические задачи следует решать лингвистическими методами».
Ф.Ф.Фортунатов не оставил после себя обобщающего теоретического труда. Свои взгляды на лингвистику он излагал в лекциях для студентов. Он исходил из того, что язык должен быть предметом языковедения - развёрнутой системы знаний обо всех сторонах языка, имеющей собственные, лингвистические методы исследования: «Предметом, изучаемым в языковедении, является не один какой-либо язык и не одна какая-либо группа языков, а вообще человеческий язык в его истории».
Эта установка Фортунатова способствовала тому, что языкознание стало осознаваться как единая, целостная наука с вполне определённым объектом изучения - языком. Языковедение Фортунатов делил на части. Отдел языковедения, в котором изучаются формы слов, он назвал грамматикой, а учение о словах - лексикологией. В грамматике он различал морфологию и синтаксис. Отдел языковедения, в котором изучается история значений, был назван семасиологией. Часть языковедения, которая занимается историей звуковой стороны языка, Фортунатов назвал фонетикой.
В работе «Сравнительное языковедение», 1901 Фортунатов определяет язык как «совокупность знаков» для мышления и «для выражения мысли и чувствований». Знаки языка Фортунатов противопоставлял знакам речи. К единицам языка он относил слова, словосочетания и части слов.
Под словом глава Московской лингвистической школы понимал «комплекс звуков речи», имеющий в языке значение отдельное от других звуковых комплексов, являющихся словами. Например, звуковой комплекс «книга» есть одно слово, так как не разлагается на какие-либо другие слова. Точно так же звуковой комплекс «неправда» представляет одно слово, так как будучи разложено на отдельные слова «не» и «правда», теряет значение «ложь».
Язык, считал Фортунатов, - это строгая система, в которой всё взаимосвязано и взаимообусловлено. Изолированное рассмотрение языковых фактов, «атомизирование» как у младограмматиков, бесперспективно, так как «каждое явление имеет причины в целом ряде предшествовавших явлений». Задача языковеда - понять язык, узнать причинную связь языковых изменений.
Ф.Ф.Фортунатов внес вклад в развитие теоретического языкознания:
1) Он вернулся к забытой проблеме взаимоотношения языка и мышления.
Ф.Ф.Фортунатов был убеждён в том, что язык «существует главным образом в процессе мышления». «Наше мышление, - говорил он, - состоит из духовных явлений, называемых представлениями, в их различных сочетаниях». Представлением же Фортунатов считал «тот след ощущения, который сохраняется некоторое время после того, как не действует уже причина, вызвавшая ощущение, и который впоследствии может воспроизводиться по действию закона психической ассоциации».
Звуки речи представляют собой движения органов речи, их образование вызывает в нас известные мускульные ощущения. Когда слова произносятся вслух, к мускульным ощущениям добавляются слуховые ощущения. Слуховые ощущения возникают и тогда, когда звуки речи произносятся другим лицом. Слуховые ощущения звуков речи и ощущения движений органов речи легко воспроизводятся. По закону психической ассоциации устанавливается связь между звуковыми и мускульными представлениями.
«Процесс мышления состоит в образовании чувства соотношения между представлениями как частями одной цельной мысли». Фортунатов говорит, что на основании ощущения того или иного предмета могут возникать представления о данном предмете, и тогда в мышлении устанавливаются отношения между этими определёнными предметами мысли. Но вместе с известными представлениями как частями данной мысли могут являться их спутники, связанные с действием психической ассоциации. Роль таких спутников могут играть звуковые представления. Так, когда мы думаем о белизне снега, то вместе с представлениями снега и белого цвета по ассоциации возникают представления звуковых комплексов «снег» и «белый». Эти звуковые представления в мышлении могут стать заместителями представлений о предметах, явлениях, остающихся невостребованными. Вот почему звуковые комплексы становятся знаками мысли.
Ф.Ф.Фортунатов утверждал: «Все наши ощущения, а потому и представления, индивидуальны». Каждый имеет собственные зрительные ощущения и представления о берёзе и не видит какой-то общей берёзы. Но представление комплекса звуков «берёза» является в мышлении каждого представлением знака, общего для всех индивидуальных берёз. Фортунатов, как и Гумброльдт, считает, что «не только язык зависит от мышления, но и мышление зависит от языка.
Мышление в трудах Фортунатова предстаёт как результат деятельности мозга, подчиняющейся психическим законам. А язык, участвующий в процессе мышления, - системой знаков, которые, с одной стороны, психичны, ибо обладают значениями, с другой - материальны, так как представляют собой звуковые комплексы.
2) Ф.Ф.Фортунатов был крупнейшим компаративистом своего времени. Его работы посвящены сравнительно-исторической фонетике, сопоставительной грамматике, акцентологии, палеографии, орфографии. Он усовершенствовал методику сравнительно-исторических исследований.
а) Фортунатов подчеркивал связь языка с жизнью общества. Язык распадается на отдельные говоры в соответствии с разросшейся семьей или родом. Однако параллельно с процессами дифференциации общества и языка идут процессы интеграции. «Общество также возникает через соединение союзов, из которых каждый входит в это новое общество своим особым языком или диалектом. И эти диалекты начинают вести общую жизнь, вследствие чего различие, существовавшее между ними, может сглаживаться». Эта теория получила название конвергентно-дивергентной. Она противостояла компаративистскому учению об индоевропейском родословном древе, согласно которому развитие языков идёт только путем дробления языков-предков. Гипотеза Фортунатова получила подтверждение в трудах Н.С.Трубецкого, посвященных языковым союзам.
Исходя из положения об обязательном диалектном членении каждого языка, Фортунатов подверг критике учение о внутреннем единстве индоевропейского праязыка А. Шлейхера. Фортунатов считал, что индоевропейский праязык мог иметь диалектное членение. Причем индоевропейский праязык распался не на северную и южную ветви, как писал Шлейхер, а на три: литовско-славянскую, индо-иранскую и греко-италийскую.
Фортунатов утверждал, что генеалогическая классификация языков не связана с делением человечества на расы. Например, финны и монголы говорят на родственных языках, но принадлежат к разным расам. Племена Кавказа относятся к индоевропейской расе, но их языки не родственны с индоевропейскими языками.
б) Фортунатову принадлежит ряд открытий, связанных с реконструкцией индоевропейской звуковой и грамматической систем. Он описал вокализм индоевропейского языка накануне его распада, выделил одиночные гласные *а, i, ā, ī, ū; дифтонги *aĭ, аǔ, āĭ, āǔ ; дифтонгоиды с плавными. Фортунатов предположил наличие в индоевропейском праязыке, кроме * r и *l, третьего плавного согласного - неопределённого * λ «лямбда» («Индоевропейские плавные согласные в древнеиндийском языке», 1896). Он описал условия появления слоговых плавных * r и *l . Создал оригинальную теорию сонантов - сонорных согласных, которые в определённых условиях ведут себя, как гласные, и приобретают способность формировать слоги.
в) Работы Ф.Ф.Фортунатова «О сравнительной акцентологии литво-славянских языков» (1880) и «Об ударении и долготе в балтийских языках» (1895) сыграли большую роль в становлении славяно-балтийской акцентологии.
Фортунатов описал два типа ударения в индоевропейском праязыке: восходящего, или акутового, и нисходящего, или циркумфлексного. Он открыл закон о передвижении ударения в литовско-славянском праязыке от начала к концу слова. Одновременно с Фортунатовым этот закон был описан Ф. де Соссюром, поэтому в истории языкознания закон получил название закона Фортунатова - де Соссюра. Закон объясняет, почему в современных славянских и в литовском языках у существительных при склонении происходит передвижение ударения с основы на окончание (рус. вода - воду, нога - ногу), а в восточнославянских словах с полногласными корнями ударение падает то на первый слог, то на второй (ворон - ворона, голод - голодный). Фортунатов установил, что ударение передвигалось с предшествующего слога с нисходящей интонацией на последующий, если этот последующий слог был долгим. Так, в существительных первого склонения с основой на * ā типа «рука», «нога» в литовско-славянскую эпоху в им. падеже слог корня произносился с нисходящей интонацией, и ударение передвинулось на окончание, где гласный * ā был долгим. А в вин. падеже ударение осталось на основе, так как слог основы произносился с восходящей интонацией. Если слог с дифтонгоидом, из которого родилось полногласие, произносился в литовско-славянскую эпоху с восходящей интонацией, то в современном полногласии ударение падает на второй слог (* vort - a > ворота); если же он произносился с нисходящей интонацией, то ударение в современном полногласии падает на первый слог (* gold-ъ > голод).
3) Фортунатов разработал свою грамматическую концепцию. Он попытался решить грамматические проблемы на собственно языковой основе, без опоры на логику или на психологию. Ядром грамматической концепции Фортунатова является учение о грамматической форме.
Грамматическую форму, по мнению Фортунатова, имеют далеко не все слова. Форма есть «способность отдельных слов выделять из себя для сознания говорящего формальную и оснóвную принадлежность слова». Под оснóвной принадлежностью Фортунатов понимал основу слова, под формальной - «аффикс» (окончание, префикс, суффикс, инфикс): вед-у, нес-у, бер-у, бел-еньк-ий, красн-еньк-ий). С помощью формальной принадлежности выражается грамматическое значение слова, с помощью оснóвной - лексическое. Некоторые формы не имеют положительно выраженной принадлежности, например, формы им. падежа ед. числа слов «дом», «человек». Формальной принадлежностью здесь является нулевой аффикс. Формы слов определяются путём сопоставления с другими словами. Так, в слове «несу» формальная принадлежность -у устанавливается путем сравнения со словами вед-у, бер-у, основная принадлежность «нес» путём сравнения со словами нес-ёшъ, нес-ёт.
Фортунатов делил все формы на два типа: формы словообразования и формы словоизменения. В зависимости от наличия у слов форм словообразования и форм словоизменения он делит их на классы - грамматические и неграмматические. Неграмматические классы не имеют ни форм словообразования, ни форм словоизменения. Грамматические классы могут иметь либо только формы словоизменения, либо только формы словообразования, либо те и другие формы одновременно.
Грамматические классы Фортунатов разделил на две группы: А) слова с формами словоизменения и Б) слова без форм словоизменения. Среди слов с формами словоизменения он выделил 1) слова спрягаемые (глаголы в узком смысле этого слова); 2) слова, склоняемые без необходимости согласования в роде (существительные; количественные числительные); 3)слова, склоняемые с согласованием в роде (прилагательные; причастия; притяжательные, указательные, определительные местоимения; порядковые числительные).
В склоняемых существительных Фортунатов выделил а) существительные личные (местоимения 1-го и 2-го лица) и б) существительные неличные, к которым относятся существительные и заменяющие их местоимения.
В класс слов без форм словоизменения Фортунатов включил инфинитив, деепричастия и наречия.
Эта классификация должна была заменить традиционную классификацию частей речи, ведущую начало от Аристотеля. Она ориентировалась на индоевропейский праязык, и поэтому не всегда была применима к живым индоевропейским языкам. Основной единицей синтаксиса Фортунатов считал словосочетание. Под словосочетанием Фортунатов понимал «то целое по значению, которое образуется сочетанием одного полного слова (не частицы) с другим полным словом» («О преподавании грамматики русского языка в средней школе», 1903).
Все словосочетания он делил на грамматические и неграмматические. К грамматическим относятся такие сочетания слов, связь между которыми выражена либо формами отдельных слов, либо порядком слов. К неграмматическим - такие, в которых отношения между словами не выражены формально (например, поэт Пушкин). Фортунатов делил словосочетания на законченные и незаконченные, а предложение рассматривал как законченное словосочетание. В законченном словосочетании должно быть грамматическое сказуемое и грамматическое подлежащее, которые соответствуют психологическому сказуемому и психологическому подлежащему. Остальные словосочетания являются незаконченными.
4) Фортунатов создал свою типологическую классификацию языков мира, которую назвал морфологической. В зависимости от того, как проявляют себя в словах основа и аффикс, Фортунатов разделил все языки на пять типов.
1. Агглютинативные языки, у которых основа и аффикс остаются по своему значению отдельными, как бы склеенными частями слов. Например, урало-алтайские языки.
2. Флективно-агглютинативные языки, у которых основы слов имеют формы за счёт внутренней флексии, а отношение между основой и аффиксом такое же, как у агглютинативных языков. Например, семитские языки.
3. Флективные языки, имеющие основы с аффиксами и флексии. Например, индоевропейские языки.
4. Корневые языки, в которых слова соответствуют корням, а форм слов с аффиксами нет вообще. Например, китайский, сиамский языки.
5. Полисинтетические языки, в которых некоторые формы слов образуются агглютинативно. Они выделяются в особый класс, потому что в них дополнительно есть формы, образующие слова-предложения. Например, языки американских индейцев.
Грамматическое учение Фортунатова с формальными критериями лингвистического анализа, с чёткой систематизации языкового материала, с широкими обобщениями оказало значительное влияние на русскую грамматику, на учёных Пражского лингвистического кружка.
Алексей Александрович Шахматов.
Алексей Александрович Шахматов (1864 - 1920) ещё в гимназические годы посещал лингвистический семинарий Фортунатова и участвовал в его научных исследованиях. Уже на первом курсе историко-филологического факультета Московского университета он опубликовал «Исследование о языке новгородских грамот», а на четвёртом курсе написал кандидатское сочинение «О долготе и ударении в общеславянском языке». Шахматов «соединил в себе богатое воображение, страсть филолога-исследователя, воспринятые им от Ф.И.Буслаева, со строгой точностью лингвиста, характерной для Фортунатова» (Березин Ф.М. «Русское языкознание конца XIX — начала XX в.»). После окончания университета Шахматов был оставлен для подготовки к профессорскому званию. Но должность приват-доцента не давала ему нужных средств к существованию. Он уезжает в Саратовскую губернию, где три года служит земским начальником.
В 1893 г. А.А.Шахматов публикует работу «Исследования в русской фонетике», а затем защищает по этой теме магистерскую диссертацию. Работа была настолько глубокой и основательной, что Шахматову присвоили степень доктора наук, минуя степень магистра.
Шахматов обладал способностью удерживать в уме огромное количество фактов и выдвигать гениальные гипотезы. Он ввел в научный обиход множество древнерусских памятников. Он раскрыл историю создания «Повести временных лет», занимался летописями в работе «Разыскания о древнейших русских летописных сводах», 1908. Шахматов описал малоизвестные диалекты в работах «Звуковые особенности ельнинских и мосальских говоров», 1895; «Описание лекинского говора Егорьевского уезда», 1914. Шахматов исследовал современный
Шахматов Алексей Александрович (1864 – 1920) |
русский литературный язык «Очерк современного русского литературного языка», 1913.
С 1894 г. Шахматов начинает работать в Российской Академии наук, где выступает инициатором ряда научных периодических изданий: «Известия Отделения русского языка и словесности», «Энциклопедия славянской филологии», «Сборник Отделения русского языка и словесности». Он работает над нормативным словарём русского языка, инициатором которого был Яков Карлович Грот. За 12 лет Шахматов подготовил девять выпусков.
Шахматов возглавляет 1-е отделение Библиотеки Академии наук. Своё директорское жалованье он передавал на нужды библиотеки, приспособил свой директорский кабинет для выдачи книг на дом, открыл библиотеку для всех желающих.
В 1908 г. Шахматов стал профессором кафедры русского языка Петербургского университета. Он читал лекции по истории русского языка, русской диалектологии, современному русскому языку, старославянскому языку, белорусскому языку, сравнительной грамматике славянских языков. Благодаря А.А.Шахматову в программу подготовки лингвистов российских университетов был введён курс современного русского языка.
Наиболее известен Шахматов как синтаксист. Его книга «Синтаксис русского языка» была издана посмертно в 1925 г. Как и Ф.Ф.Фортунатов, Шахматов решал проблемы синтаксиса исходя из положения о тесной связи между языком и мышлением. Однако в отличие от своего учителя основной единицей синтаксиса он считал не словосочетание, а предложение. Учение о словосочетании, пишет Шахматов, должно занимать подчинённое положение по отношению к учению о предложении. «Язык в своих элементах зародился и развился в составе предложения, ибо предложение является единственным способом обнаружения мышления в слове». «В языке бытие получили сначала предложения; позже путём расчленения предложений из них выделились словосочетания и слова для самостоятельного бытия».
По мнению Шахматова, предложение имеет логико-психологическую природу. Ядром синтаксической теории Шахматова стало учение о коммуникации. Коммуникацию он понимает как особый акт мышления, имеющий цель сообщение другим людям состоявшегося в мышлении сочетания представлений. Коммуникация рассматривается как психологическая основа всех типов предложений. Простейшая коммуникация характеризуется как сочетание двух представлений, приведённых в предикативную связь. Предложением, по словам Шахматова, является «воспроизведение коммуникации средствами языка». Предложение - «это единица речи, воспринимаемая говорящим и слушающим как грамматическое целое и служащая для словесного выражения единицы мышления».
«Синтаксис русского языка» был только частью большого незавершённого труда по синтаксической структуре русского языка. Шахматов успел разработать учение об односоставных и двусоставных предложениях и учение о словосочетаниях. Синтаксис Шахматова стал основой для развития коммуникативного синтаксиса ХХ в.