Б.А. Кистяковский о различии номотетического и идиографического типов знания. Идеи Кистяковского о правовом государстве.

24.Неокантианство в России. Б.А. Кистяковский: основные идеи. НЕОКАНТИАНСТВО В РОССИИ — общее собирательное обозначение для многих философских течений 19 — нач. 20 в., сопряженных с именем И. Канта или с его критицизмом как типом философствования. В русской философской культуре сформировался повышенный интерес к различным школам неокантианского движения. К русскому неокантианству, как правило, относят таких мыслителей, как А. И. Введенский, И. И. Лапшин, Г. И. Челпанов, С. И. Гессен, Г. Д. 1урвич, Б. В. Яковенко, Ф. А Степун. При этом необходимо учитывать двойной смысл самого термина “неокантианство”. С одной стороны, неокантианство — это философские учения 19 — нач. 20 в., обратившиеся к самой системе Канта, с другой — это следование одной из школ немецкого неокантианства: марбургской, баденской или фрейбургской

Богдан Александрович Кистяковский (1868—1920) цель социологии видел в создании «работающих» понятий, таких, как «общество», «личность», социальное взаимодействие», «толпа», «государство», «право» и т. д. Как теоретическая наука социология призвала объяснить саму идею власти и способы ее функционирования в государстве. При этом Кистяковский приходит к выводу, что идея власти в полном объеме недоступна рациональному познанию и может быть постигнута лишь интуитивно. Однако для социологии достаточно констатировать, что сама идея власти и связанные с нею понятия господства и подчинения являются результатом психологического взаимодействия индивидов.Будучи сторонником «методологического плюрализма», Кистяковский считал, что в обществе одновременно сосуществуют и принцип причинности, и принцип телеологии. Иногда они функционируют независимо друг от друга, иногда пересекаются, усложняя тем самым социальную жизнь. Большую роль в «нормальном обществе» играет культура, превращающая власть и все ее атрибуты в элементы «коллективного духа»т.е. общественного сознания. Если этого не происходит, в обществе преобладает правовой нигилизм, чреватый социальными потрясениями. По этой причине Кистяковский критиковал попытки заменить социальные понятия понятиями нравственности в частности, идею В. Соловьева о государстве как организованной жалости.