Билет 32

1. Комплексное исследование рынка. Виды, принципы, направления и этапы маркетинговых исследований. Маркетинговая информация, ее виды, источники и методы ее получения.

Исследование рынка – начальный этап маркетинговой деятельности компании, связанный с получением и целенаправленным анализом информации о тенденциях развития и качественных изменениях всех составляющих рыночного процесса.

Программа маркетингового исследования зависит от сферы деятельности предприятия, особенностей производимых товаров или услуг, масштабов производства и ряда других факторов. Изучение рынка может быть:

- одноцелевым, предполагающим сбор и анализ информации по отдельным продуктам, рыночным сегментам, компаниям-конкурентам и т.п.;

- комплексным, предполагающим исследование всех составных частей и сегментов рынка во взаимосвязи.

Основными направлениями маркетинговых исследований являются следующие:

1. исследование рынка;

2. исследование потребителей;

3. исследование конкурентов;

4. исследование товаров;

5. исследование товародвижения и продаж;

6. исследование системы стимулирования сбыта и рекламы;

7. исследование внутренней среды предприятия и др.

Теоретическая основа маркетинговых исследований должна основываться на следующих принципах:

- научность, т.е. описание, объяснение и предсказание изучаемых явлений и процессов на основе использования научно обоснованных и апробированных методик;

- системность, заключающаяся в присущей исследованию логической последовательности этапов и действий, определенной структуры и иерархии элементов и показателей;

- комплексность – изучение различных аспектов и закономерностей развития рынка в их взаимосвязи (с воздействием условий и факторов социально-экономического развития национальной и региональной экономики, а также конкуренции со стороны альтернативных служб);

- непрерывность, сочетающая в себе изучение прошлого, текущего и перспективного состояния рыночной среды;

- эффективность, требующая, чтобы затраты на проведение исследований окупались за счет увеличения прибыли или другого эффекта, полученного в результате осуществления маркетинговых мероприятий.

Основные этапы реализации работ по изучению рынка приведены на рис. 3.4.

Рис. 3.4. Основные этапы реализации задач по изучению рынка

К первичной информации относятся новые данные (факты, мнения, предположения), собранные непосредственно у пользователей на этапе сбора первичной информации (этап III).

Вторичную информацию составляет уже имеющийся материал, кото-рый в свою очередь подразделяется на внешние и внутренние источники (по отношению к предприятию, проводящему исследование).

К внутренним источникам относятся:

- данные учета и отчетности предприятия;

- материалы ранее проведенных исследований;

- журналы учета заявлений потребителей;

- данные оперативного учета качества работы оборудования;

- база данных о клиентах;

- прочая внутренняя отчетность предприятия.

Внешние источники включают:

- данные государственной и отраслевой статистики;

- экономическую и специальную литературу, периодическую печать;

- публикации конкурентов и рекламных агентств;

- региональные информационные базы;

- интернет, специальная литература и др.

Основными методами получения данных в маркетинговых ис-следованиях являются опрос, наблюдение и эксперимент.

Опросы (интервьюирование, анкетирование) различаются:

- по количеству одновременно опрашиваемых: единичное и групповое интервью;

- по кругу опрашиваемых: частное лицо, эксперты, представители предприятий и т.д.;

- по количеству тем, входящих в опрос: одна или несколько;

- по уровню стандартизации опроса: свободная схема или стандартизованная;

- по частоте опроса: одно- или многоразовый опрос;

- по форме проведения: очное или заочное, в письменном виде или устно.

Очная форма (устно или письменно) предполагает опрос при визуаль-ном контакте или по телефону.

Заочная форма опроса предполагает рассылку анкет по почте большому кругу респондентов (опрашиваемых).

 

2. Принципы обслуживания вызовов в системах мобильной радиосвязи. Системы с отказом в облуживании и системы с ожиданием обслуживания.

Организация процесса обслуживания

Системы мобильной радиосвязи относятся к многоканальным системам массового обслуживания (СМО) [1], которые обеспечивают услуги связи большому числу мобильных абонентов при ограниченном числе каналов на базовых станциях. По типу организации процесса обслуживания они относятся к СМО с отказами или СМО с очередями.

Процесс обслуживания в СМО характеризуется принятой дисциплиной обслуживания и отказа в обслуживании (блокировании вызова), средним временем ожидания в очереди и др.

В СМО с отказами (примерами являются сотовые системы общего пользования) вызов (заявка), поступивший с абонентской радиостанции (заявка на обслуживание) в момент, когда все каналы заняты, получает отказ и теряется.

В СМО с очередями (примерами являются транкинговые системы) в случае занятости каналов вызов ставится в очередь на обслуживание и ожидает, когда освободится хотя бы один канал. При этом в случае системы с ожиданием это время ничем не ограничивается (чистая система с ожиданием). В системах же смешанного типа время нахождения в очереди ограничивается определенными условиями. Если эти условия не выполняются, заявка получает отказ в обслуживании. В противном случае заявка ожидает своей очереди на обслуживание. Ограничения, накладываемые на ожидание, чаще всего бывают двух типов: ограничение на время нахождения в очереди и ограничение на число заявок в очереди.

Для СМО с очередями могут иметь место разные дисциплины обслуживания очереди