Язык как знаковая система в ряду других знаковых систем. Язык как структура.

 

 

Знаку Соссюр приписывал 2 свойства первостепенного значения:

 

произвольность – отсутствие естественной природной связи между означающим и означаемым

линейность (протяженность)

 

Знак выступает в системе в 4 аспектах:

 

1) семиотическом (связь знака с предметом)

 

2) синтаксическом (связь знака с др. знаками)

 

3) семантическом (интерпретирование знаков и их сочетаний, как средство выражения мысли).

 

4) прагматическом аспекте (взаимоотношения знаков и людей, кот. ими пользуются).

 

Знак – материальный предмет, замещающий собой другой предмет и выражающий о нем информацию. У знака можно выделить 2 функции: замещающая и информативная.

 

Под знаковыми системами понимается широкий круг явлений:

 

Жестовая речь.

Дорожные знаки.

Морские семафоры.

Азбука для глухонемых.

 

Изучаются системы в семиотике. С семиотикой у языка отношения особые. Почему? С одной стороны, основная единица языка – слово – отвечает определению знака, т.к. слово материально, выполняет функцию замещения предмета и указания на него и служит средством познания, хранения и передачи информации о замещаемом предмете.

 

С другой стороны, языковая система очень отличается от других знаковых систем. Специфика заключается в следующем:

 

1. Язык – возникает стихийно, естественно и развивается исторически. Другие знаковые системы создаются искусственно. Они не развиваются, а изменяются по договору. Язык не имеет договорного характера.

 

2. Язык первичен по отношению к другим знаковым системам, кот. создаются на его основе.

 

3. Язык – полифункционален. Другие знаковые системы – однофункциональны.

 

4. Язык – универсален в своей функции, другие знаковые системы ситуативныю

 

5. Язык – орудие познания, мышления, а другие языковые системы такой специфики не имеют.

 

6. Ни одна языковая система, кроме языка, не имеет такой сложности и многоярусности иерархических отношений между уровневыми единицами.

 

Следовательно, Язык – семиотическая система, но система особого рода. Она несколько оторвана.

 

Язык является посредником между человеком и другими семиотическими системами. Это означает, что с помощью языка происходит обучение этим системам создание и отмена отдельных знаков, а также осуществляется введение какой-либо системы, и прекращение ее действия.

 

Языковая система используется всеми носителями данного языка и любой носитель может быть и творцом, и получателем знаков. Тогда как в других семиотических системах этого нет.

 

Язык как универсальная система знаков, и как посредник обладает следующими качествами:

 

Язык обладает способности к самоописанию, т.к. нет другой семиотической системы, его описывающей.

Язык доступен для овладения каждому, поэтому его материал должен быть просто организован и всегда готов к использованию.

Содержание языковых знаков обычно такое, которое может быть единообразно и однородно понимаемо носителями языка.

 

Каждый автор языкового знака должен создавать знак таким образом, чтобы его аудитория могла возможно более точно определить способ создания знака. Количество знаков языка в силу его посреднической роли и всеобщности не должно быть ограничено.

 

Каждой языковой единице соответствует речевая единица. Отношения между единицами языковой системы сводятся к 3 типам:

 

1. парадигматические;

 

2. синтагматические;

3. иерархические;

 

 

1) Отношения сходства и различия, на основании которых единицы объединяются в парадигму.

 

Парадигма - совокупность системно связанных вариантов одной и той же единицы.

 

Уровень фонетики: парадигмами можно считать совокупность вариантов одних и тех же фонем. < а > = [а] [л] [ъ]. Совокупность гласных/ согласных фонем – парадигма гласных/ согласных. Общая парадигма: гласные. Частная парадигма: переднего ряда; долгие и краткие.

 

Уровень лексики: Совокупность значений многозначного слова. Синонимический ряд. Антонимическая пара. Тематическая группа.

 

Уровень морфологии: падежная парадигма: дом, дома, дому и т.д. Парадигма числа, лица. Временная парадигма.

 

Уровень синтаксиса: парадигма простого /сложного предложения.

 

2) Синтагматические отношения – отношения взаимодействия. Члены парадигмы, функционируя в речи вступают в синтагматические отношения. Они организуются в речевую последовательность по законам языковой структуры в соответствии со своими сочетательными возможностями.

 

Синтагматика языка понимается как совокупность сочетаемых возможностей языковых единиц и их реализацией в процессе речи.

 

Валентность единиц языка - способность вступать в сочетания с другими единицами, или её синтагматические потенциальные свойства. А дистрибуция – конкретная реализация этих свойств и возможностей.

 

Синтагматика в языке - потенция (возможность), а в речи реализация этой возможности.

 

3) Отношения структурно более простых единиц с более сложными. Пример: Между словами и предложениями. Парадигматические и синтагматические отношения объединяют единицы одинаковой степени сложности, а иерархические наоборот.

 

В связи с этим в пределах каждого яруса возможны только парадигматические и

 

синтагматические отношения, а между единицами разных ярусов - возможны только иерархические отношения.

 

Роль данных отношений часто преувеличена, так структуралисты считают их основным фактором языка. Такое преувеличение роли отношений приводит к отрыву языка от внеязыковой действительности. Следует учитывать, что только объекты действительности и языковой системы формируют отношения.

 

Они (объекты) постоянны и более важны нежели отношения между ними.