Роль ислама в духовной культуре казахского народа

Культура и традиций казахского народа тесно пере-плетаются с исламскими цен-ностями. Так как культура является составной частью религии. Поэтому сейчас, когда идет мощное разви-тие информационных технологии, необходимо еще глубже изучить наши национальные достояния, которые имеют большую роль в духовном развитии нашего государства.
Если глубже пересмотреть наше духовное наследие можно заметить, что казахская культура является частью исламского мира. Казахский народ в тяжелые для него периоды сумел противостоять всем трудностям, и только благодаря воле к свободе, патриотизму и истинной вере, он смог сохранить свою религию, нацию. Мы, народ, который смог гармонично связать ислам с нашими традициями, и жить согласно им. Это истинный путь, который идет от наших предков. Обычаи и традиции казахского народа неразрывно связаны с ценностями ислама. Хадисы нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) были переданы из уст в уста, стали образцом и примером обыденной жизни казахов. В целом, нет ничего удивительного в том, что история и культура, литература и наука наших предков, которые выбрали своим основным правилом законы шариата, тесно взаимосвязаны с основами Ислама. Это историческая закономерность. У народа, чьи обычаи основаны на хадисах и сунне, а законы на основах Ислама не могло быть иного пути. Поэты, акыны этого народа начинали свое слово с именем Аллаха, а батыры не выходили на поле боя без благословения, и сегодняшние потомки живут в мире и согласии, стремятся к светлому будущему и все это благодаря следованию Исламу, который на протяжении стольких веков обогащал духовные потребности казахского народа.
Такие города казахской земли, как Отрар, Сайрам, Туркестан, Озкент, Сыганак, Тараз, Баласагун внесли свой вклад в развитии исламской цивилизации. Здесь родились великие ученые, которые своими знаниями были известны всему миру. Великие философы и мыслители Абу Наср аль-Фараби, Ходжа Ахмет Ясави, Махмуд Кашгари, Мухамед Хайдар Дулати, Жусип Баласагун смогли объеди-нить Ислам и сущность кочевников. И сегодня наследие этих великих ученых являются сокровищем исламской цивилизации, что опять таки доказывает, что Ислам играет большую и важную роль в мировоззрении казахского народа.
Влияние Ислама на казахскую культуру
Ислам начал распространяться на казахской земле с VIII века. На окраине города Тараз в сра-жении Атлах между арабским военачальником Зиядой Ибн Салихом и китайским полко-водцем Гао Сяньчжи арабские войска одержали победу, Жетысу и земли Восточного Туркестана были освобождены. Эта победа арабского войска стала причи-ной распространения Ислама в Средней Азии. Во время правления Караханидского государства, Ислам был объявлен государственной религией и начал процветать.
Религия Ислам – это величайшая религия, которая внесла большой вклад в развитие культуры и цивилизации человечества. Там, где был распространен Ислам, всегда развивались наука, культура, были достигнуты большие высоты в области культуры и науки.
Роль Ислама в создании Казахского ханства (ХV-ХVIII ғғ.)
С момента создания Казахского ханства были установлены нормы мусульманского права. Начиная с Керея и Жанибека и заканчивая Кенесары ханом все ханы казахского народа управляли согласно законам щариата. К примеру, законы, которые были установлены Касым ханом и Есим ханом, полнос-тью соответствовали шариату. Доказательством этому является свод законов «Жети Жаргы» («Семь Установлений») Тауке хана. В системе законов «Жети Жаргы» указание социальной степени проповедников Ислама «ходжа» показывает высокое социальное влияние Ислама. Основные разделы таких сводов, как администра-тивное и гражданское право в должной степени основаны на шариате.
Роль Ислама в независимом Казахстане
В настоящее время Ислам является силой, которая влияет на развитие нашего духовенства. В Казахстане традиционный Ислам распространяется посредством областных филиалов Духовного Управления мусульман Казахстана.
Перед тем как Казахстан еще не объявил свою независимость, в 1990 году ДУМК был создан как отдель-ное религиозное объединение. В мире сейчас больше поло-вины суннитов придерживаются Ханафитского мазхаба. А большая часть Ханафитского мазхаба, в вопросах веры, руководствуют-ся систематизированной акидой Имама Матуриди. Основы имана, которые были приведены в единую систему учеными Матуридской школы широко распространены среди жителей Средней Азии, Турции, Китая, Индии, Пакистана. Безусловно, среди них есть и мусульмане Казахстана.
На протяжении нескольких столетий культура казахского народа обогащается мазхабом Имама Абу Ханифы и в вопросах веры школой Имама Матуриди, которые основаны на Коране и Сунне. Мазхаб Абу Ханифы гармонично переплетен с нашими традициями и обычаями, обыденной жизнью казахов. Корень этой религиозной школы глубоко лежит в нашей национальной сущности. Одним словом, Мазхаб Абу Ханифы – это золотое ядро казахского мусульманства.
С момента обретения неза-висимости были реставрированы мечети и историко-культурные памятники. Были построены новые мечети и медресе. В настоящее время в стране функционируют 2500 мечетей.
При поддержке Главы госу-дарства в 2001 году в г.Алматы был открыт Египетский уни-верситет Исламской Культуры «Нур-Мубарак». Это первый исламский университет, который подготавливает квалифицирован-ных имамов, исламоведов и преподователей арабского языка. Также, в стране функционируют 10 медресе.
22 марта 2005 года в г.Астана, при участии Президента Нурсултана Назарбаева, была построена одна из крупных мечетей страны «Нур-Астана». На торжественном откры-тии мечети в своей речи Президент сказал: «Новая мечеть станет духовным и религиозным центром молодой столицы Казахстана, а ее здание своей особенной красотой украсит архитектуру города, что сделает ее неповторимой. Гости столицы знакомясь с мечетью придут к мнению, что Астана является столицей государства, которое придерживается одной из крупных религий мира».
Также, в 2012 г. в г.Астана открылась мечеть «Хазрет Султан», которая вмещает в одно время до 5 тысяч человек, а во время мусульманских праздников сможет вместить до 10 тысяч человек.
Если посмотреть историю человечества, то культура не была создана сама по себе. Вся культура основывалась и развивалась на религиозной вере. Поэтому, в культурной и социальной жизни нашего народа роль ислама велика, а также можно с уверенностью утверждать, что Ислам является неразрывной частью духовного наследия казахского народа.