Социально-педагогическая деятельность в специальной школе..

Законодательная база, защищающая права на образование детей-инвалидов, предполагает создание таких условий, при которых ребенок должен быть максимально приспособлен к независимой жизни в обществе за счет комплексной компенсации ограничений его жизнедеятельности посредством предоставления дополнительных льгот и организации услуг, в том числе образовательных.

Особые условия в сфере образования детей-инвалидов заключаются в следующем:

• органы управления образованием обязаны обеспечить непрерывность процесса воспитания и образования детей-инвали дов (ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ»);

• в общеобразовательных учреждениях должны быть созданы особые условия для получения образования инвалидами (ч. 3 ст. 18; ч. 2 ст. 19 названного выше закона); это положение относится в основном к обучению детей с относительно легкими нарушениями развития и предполагает создание специальной инфраструктуры в помещении школы, адаптированное методическое обеспечение образовательного процесса, профессиональную подготовку педагогических кадров;

• в соответствии с типовыми положениями об образовательных», специальных (коррекционных) учреждениях для воспитан ников с ограниченными возможностями создана сеть специализированных школ по профилю нарушений развития (ч. 3 ст. 18; ч. 2, 6 ст. 19 названного выше закона);

• при невозможности обучения ребенка-инвалида в условиях образовательного учреждения его обучение осуществляется на дому (ч. 4 ст. 18 названного выше закона).

На практике основу организационных форм социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями составляют специальные (коррекционные) образовательные учреждения восьми видов, относящиеся к системе Министерства общего и профессионального образования РФ. В штатном расписании этих образовательных учреждений предусмотрена должность социального педагога.

Социальный педагог — сотрудник специального (коррекцион- ного) образовательного учреждения — взаимодействует с представителями всех социальных институтов (педагогами, психологами, врачами, социальными работниками, сотрудниками правоохранительных органов, трудовыми коллективами, родителями) и другими заинтересованными лицами.

Основной задачей социального педагога является оказание по мощи в становлении взаимодействия между личностью, развивающейся в условиях недостаточности (физической, психической, интеллектуальной), и обществом для содействия обеспечению независимой жизни и повышению уровня социальной адаптации детей и подростков, нуждающихся в особой поддержке.

Для достижения своих профессиональных целей социальный педагог устанавливает контакт с государственными органами управления, общественными организациями, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, социальной защиты населения, муниципальными службами и иными предприя тиями и организациями, в которых необходимо представлять интересы своих воспитанников.

Содержание работы социального педагога включает следующие направления:

12. формирование здоровых, воспитывающих, гуманных отношений в социуме;

13. содействие саморазвитию личности ребенка;

14. оказание помощи в социальной адаптации и реабилитации учащихся (воспитанников) и выпускников;

15. оздоровление и нормализация отношений в семье, устранение дефицита общения;

16. решение личных и социальных проблем учащихся (воспитанников);

выявление и разрешение конфликтных ситуаций в межличностных отношениях;

организация правового просвещения педагогов, учащихся (воспитанников) специального (коррекционного) учреждения, разъяснение их прав и обязанностей;

17. представление интересов учащихся (воспитанников) от имени специального (коррекционного) учреждения в органах милиции или в суде;

18. сотрудничество с администрацией, психологом, педагогами и другими работниками специальных (коррекционных) учреждений в подготовке необходимых документов для дальнейшего трудоустройства или учения учащихся;

19. патронаж детей, нуждающихся в социально-медицинской помощи.

Социальному педагогу необходимо знать порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому. Согласно постановлению Правительства РФ № 861 от 18.07.1996 г. Министерство здравоохранения РФ должно разработать и утвердить перечень заболеваний, наличие которых дает право ребенку-инвалиду обучаться на дому. Пока этот документ не принят и применяется устаревший нормативный акт, который содержит список заболеваний, утвержденный еще приказом Министерства просвещения РСФСР в 1980 г. На основании этого перечня заболеваний медицинское лечебно-профилактическое учреждение выдает заключение о необходимости обучения ребенка на дому. Затем по заявлению родителей ребенок зачисляется в образовательное учреждение, как правило, ближайшее к месту жительства. Образовательное учреждение обязано:

20. предоставить бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке;

обеспечить посещение ребенка специалистами из числа педагогических работников, которые должны оказывать методическую и консультативную помощь; помимо учителя к числу специалистов относятся логопед, инструктор ЛФК, массажист (разъясне ния даны в письме Министерства образования РФ № 15/РО-2751 от 6.07.1998 г.);

1. осуществить промежуточную и итоговую аттестацию;

2. выдать прошедшим итоговую аттестацию документ государ ственного образца о соответствующем образовании.

Родители (законные представители) могут при обучении ребенка-инвалида на дому дополнительно приглашать педагогиче ских работников из других образовательных учреждений или осуществлять обучение своих детей самостоятельно. Законодательно предусмотрено, что органы управления образованием компенсируют затраты родителей на подобную форму обучения в размерах, определяемых государственными и местными нормативами финансирования, которые должны ежегодно утверждаться Федеральным собранием. Однако пока нормативы финансирования не утверждались. В функции социального педагога, сопровождающего процесс надомного обучения ребенка-инвалида, входит не только защита его прав на предоставление указанных условий и льгот, но и обеспечение максимально возможной интеграции такого ребенка в общество: содействие в организации школьных мероприятий, участником которых мог бы быть ребенок-инвалид, организация его досуга и дополнит

48. Социально-педагогическая деятельность в специальном профессиональном…

Выпускники специальных (коррекционных) и общеобразова тельных школ, подростки и юноши, имеющие инвалидность, могут продолжить обучение в среднеспециальных и высших учебных заведениях. Это право закреплено в соответствующих указаниях Министерства социального обеспечения РСФСР от 3.11.1989 г. № 1-141-У и от 5.09.1989 г. № 1-1316-17/16/18.

Необходимо заключение медико-социальной экспертизы о воз можности обучения и трудоустройства по выбранной специальности и направление местных органов собеса. Подростку (юноше), который по причине выраженных ограничений не может ежедневно посещать занятия, устанавливается индивидуальный график обучения.

Комплекс мер социально-педагогической деятельности в пери од профессионального обучения и подготовки к труду подростков (юношей) с инвалидностью предполагает следующие направления:

21. определение социального статуса;

22. организация социально-педагогического сопровождения;

организация социально-трудовой поддержки.

Каждое из этих направлений включает мероприятия, которые конкретизируются в рамках индивидуальной программы реабилитации инвалида в зависимости от его возраста, характера нарушений и степени ограничения возможностей, а также от личностных особенностей.

Процесс определения социального статуса инвалида включает в себя изучение состояния его жизнедеятельности и трудоспособности. Сюда относятся:

социально-бытовой статус: анализ предшествующих условий воспитания, обучения и развития и уровня имеющейся трудовой подготовки, бытовые условия проживания (в условиях семьи или социального учреждения), обеспечение средствами бытовой реабилитации и вспомогательными техническими средствами (инвалидные кресла-коляски, оборудование ванной, туалета, кровати, тифло- и сурдотехника), способность к самообслуживанию и социально-бытовой адаптации;

социально-экономический статус: уровень материального благополучия, наличие необходимых в повседневной жизни условий и материальных средств для поддержания прожиточного минимума;

социально-средовой статус: диагностика внутрисемейных отношений и социальных контактов в ближайшем окружении, образовательный уровень родителей (опекунов), их отношение к инвалиду, включенность инвалида в семейные, учебно-воспитательные, культурно-досуговые, спортивные и общественные мероприятия, степень ограничения возможностей социализации.

Организация социально-педагогического сопровождения включает социально-бытовую, социально-правовую и профессионально-учебную поддержку инвалида и его семьи с целью создания оптимальных условий для реабилитации и подготовки к труду. Сюда относятся:

23. социально-бытовая поддержка: подготовка к труду и самостоятельной жизнедеятельности — формирование пространственно-временных представлений, сенсорное воспитание, социально-бытовая ориентировка, ориентировка в пространстве;

24. социально-правовая поддержка, предусматривающая защиту прав и законных интересов учащегося (организацию юридических консультаций для инвалида и его семьи по вопросам получения льгот в сфере трудовой занятости и трудоустройства, контроль за реализацией правовых гарантий);

25. профессионально-учебная поддержка: профориентация, полноценная информация об имеющихся и доступных для обучения среднеспециальных учебных заведениях профессионального образования и помощь в поступлении на учебу;

содействие включению в сообщество учащихся (воспитанников), налаживание дружеских контактов;

1. помощь в решении транспортных проблем и создании соот ветствующей инфраструктуры в учебном заведении, приспособлении условий обучения к нуждам учащегося;

2. содействие в развитии способностей и творческой деятельности подопечного, помощь в устройстве в соответствующие его интересам клубы, спортивные секции, учреждения дополнительного образования, общественные организации.

Организация социально-трудовой поддержки включает посредническую помощь в получении профессиональной подготовки. Сюда относятся:

3. связь со службой занятости и полная информация о предпри ятиях региона, соответствующих профилю будущей специальности подопечного;

4. организация профконсультаций и помощь в выборе будущей профессии;

5. помощь в трудоустройстве подопечного и его родителей;

6. организация при необходимости надомной работы.

Социально-педагогическая деятельность в период профессио нальной подготовки к труду молодых людей с ограниченными возможностями должна быть ориентирована на важный принцип, который широко используется в мировой практике как оценка уровня интеграции и независимой жизни лиц с инвалидностью.

Эксперты ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) оп ределяют этот принцип как качество жизни — «способ жизни в результате комбинированного воздействия факторов, влияющих на здоровье, счастье, включая индивидуальное благополучие в окружающей среде, удовлетворительную работу, образование. Социальный успех, а также возможность свободных действий, справедливость и отсутствие какого-либо угнетения». Как показывают результаты зарубежных исследований, качество жизни измеряется не только потребностями лиц с нарушениями развития, но и качеством жизни их семей. Чем меньше ощущает семья последствия ограничений своего ребенка (физических, психических, социальных), тем выше уровень качества жизни.

В профессиональной подготовке к труду лиц с инвалидностью реализация принципа качества жизни предполагает:

7. формирование профессиональной самооценки и самосознания учащихся;

8. развитие специфических трудовых навыков;

9. привлечение семьи к профессиональному обучению;

10. профориентацию и трудоустройство;

• трудовую деятельность, в том числе при содействии других
или зависимую трудовую деятельность.

Принцип качества жизни в современной России еще не стал приоритетным при решении социальных проблем, связанных с комплексной поддержкой инвалидов и их семей. Обучение в спе циализированных школах-интернатах, специализированных сред- неспециальных учебных заведениях и практика работы в закрытых мастерских нередко превращают молодых инвалидов в категорию людей, оторванных от общественной жизни. Они фактически не имеют широких контактов со сверстниками, так как потребность в межличностном общении у них попросту не сформирована. Длительное пребывание в закрытом социуме настолько затрудняет процесс социализации, что молодые инвалиды болезненно ощущают непреодолимый барьер между ними и обществом и часто сами отвергают возможность социальных контактов.

Поэтому работа социального педагога с этой категорией молодых людей имеет непреходящее значение для формирования без барьерной социальной среды, восстановления взаимоотношений между ними и обществом.