Этика категорического императива. Обоснование нравственного закона. Нравственность и право. Социальная философия И. Канта.

Иммануил Кант (1724–1804) – один из величайших умов человечества, основоположник немецкой классической философии.

Этика Канта. (Учение о нравственности)

Для этики Канта характерно учение о независимости, или «автономии», морали. Кант критиковал практический разума (потому что такой разум связан с поступком). Моральный поступок тот который сделал в соответствии с долгом «должен, значит можешь».

Постулаты: Бог существует. Душа свободна. Душа бессмертна. В отличие от этого взгляда Кант провозглашает мораль независимой от религии, а нравственный закон — не выводимым из религиозных заповедей. По Канту, то, что возникает не из самой морали и не из ее свободы, не может заменить отсутствие моральности. Для себя самой мораль «отнюдь не нуждается в религии, но в силу чистого практического разума довлеет сама себе». Законы морали обязывают благодаря простой форме всеобщей законосообразности правил. Поэтому мораль не нуждается «ни в какой цели ни для того, чтобы знать, что такое долг, ни для того, чтобы побуждать к его исполнению». Таким образом, Кант перевернул признанное в его время не только богословами, но. и многими философами отношение между моралью и религией. Он признал мораль автономной, независимой от религии. Больше того, он поставил самое веру в бога в зависимость от морали. Человек морален не потому, что бог предписал ему мораль. Наоборот, человек верит в существование бога потому, что этой веры, по утверждению Канта, требует мораль. «Практический» разум главенствует над «теоретическим». Надо говорить правду всегда(максималист). Не надо благодарить, поступок должен быть бескорыстен. Есть трансцендентная реальность, в которой и будет благодарность за все твои хорошие дела. В этом мире жестоком, и ждать что-то бесполезно, а в том трансцендентном мире уже можно что-то получить так ка так есть Бог и бессмертие души.

Бог Кант уже не законодатель нравственности, не источник нравственного закона, не возвещает этот закон непосредственно. Но он — причина нравственного порядка в мире. Без этого порядка моральный образ действий и блаженство остались бы несогласованными. Даже постулат бессмертия, сам по себе взятый, еще не всецело гарантирует, по Канту, реальность нравственного миропорядка. Бессмертие открывает лишь возможность гармонии между нравственным достоинством и соответствующим ему благом, но никак не необходимость этой гармонии. Теоретически возможно представить и такой мир, в котором души людей бессмертны, но тем не менее даже в загробном существовании не достигают соответствия между склонностью и моральным законом, между высокоэтическим образом действий и блаженством. Действительной полной гарантией реальности нравственного миропорядка может быть, по Канту, лишь бог, устроивший мир таким образом, что в конечном счете поступки окажутся в гармонии с нравственным законом и необходимо получат воздаяние в загробном мире. Не доказуемое никакими аргументами теоретического разума существование бога есть необходимый постулат практического разума.