Учение Р. Декарта о методе. Рационалистическая интуиция. Проблема источника истинного знания. Соотношении мыслящего и протяжённого в философии Р. Декарта.

Анализ мышления в основных его определениях (сомнение, дедукция, интуиция) ясно показал, что характеристики, атрибуты, пригодные для объяснения протяженной субстанции, абсолютно, принципиально непригодны для объяснения мысли.

Рассуждение о методе:

1) Вначале любого метода нужно засомневаться во всем, а остановиться только на самом очевидном.

2) Делить всякую большую проблему на меньшую.

3) Начинать большую задачу с простого.

4) Везде делать перечни, чтобы знать, что ничего не пропускаю.

Я сомневаюсь, значит я мыслю, а значит я существую. Cogito ergo sum. Человек — это мышление, а тело — это другая субстанция - материальная. Они взаимно независимы. Тело – естественный автомат и мы не можем принципиально повлиять. Это жестокое расщепление двух субстанций позволяет Декарту эмансипировать разум от современного ему знания о мире, от характерного для начала 17-го века учения о его строении. Это делает возможным анализировать разум и метод не как кальку наличных знаний о природе, но как потенцию бесконечно нового, бесконечно многообразного познания. Но особое существование мыслящей субстанции наряду с субстанцией, протяженной и независимо от нее было необходимо еще по одной причине. Подчеркнутый, преувеличенный рационализм Декарта был необходим для того, чтобы искать основание «рацио», разума, не вне его, во внешних, механических детерминантах (и в этом Декарт прав, так как ни из какого механического движения мышления не выведешь), но в его собственных, внутренних основаниях, или, как скажут позже, - конечно, менее метафизически – в основаниях и особенностях самого человеческого бытия.

Дуализм субстанций позволяет, таким образом, Декарту создать материалистическую физику как учение о протяженной субстанции и идеалистическую психологию как учение о субстанции мыслящей. Связующим звеном между ними оказывается у Декарта бог, который вносит в природу движение и обеспечивает инвариантность всех ее законов. Декарт считал, Бог в мире есть, он совершенен, он не материален, я познаю Бога с помощью мышления, Бог является критерием того, что я могу получать истинные знания (человек не совершенен, но всё же знает о совершенном, как так? Бог вложил эти способность в человека).