Философско-антропологические идеи патристики и схоластики эпохи средневековья. Августин Блаженный «Исповедь».

Наиболее емко философско-антропологические взгляды Средневековья представлены в трудах Августина Блаженного (IV-V в до н э 354 г Тагасте Север Африки). Он утверждал, что человек — это душа, которую вдохнул в него Бог. Тело, плоть — презренны и греховны. Душа есть только у людей, животные ее не имеют. Человек полностью и всецело зависим от Бога, он несвободен и не волен ни в чем. Человек создавался Богом как свободное существо, но, совершив грехопадение, сам выбрал зло и пошел против воли Бога. Так возникает зло, так человек становится несвободным. С момента грехопадения люди предопределены ко злу, творят его даже тогда, когда стремятся делать добро.

Главная цель человека, считал Августин, — спасение перед Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение церкви как «граду Божьему».

Таким образом, в средневековой философии господствует теоцентристское понимание человека, суть которого заключается в том, что происхождение, природа, целевое предназначение и вся жизнь человека предопределены Богом. Тело (природное) и душа (духовное) противопоставлены друг другу. Впоследствии вопрос об их соотношении стал одним из стержневых в философской антропологии.

Секта манихейства - в мире существует добро и зло и находятся она в равных статусах и постоянно в борьбе между друг другом

Патристика - совокупность теолого-философских взглядов «отцов церкви», которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона.

Схоластика - представляет собой тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы.

В средневековой философии остро стоял спор между духом и материей, что повлекло за собой спор между реалистами и номиналистами. Спор шел о природе универсалий, то есть о природе общих понятий, являются ли общие понятия вторичными, то есть продуктом деятельности мышления, или же они представляют собой первичное, реальное, существуют самостоятельно.

Номинализм представлял собой зачатки материалистического направления.

Учение номиналистов об объективном существовании предметов и явлений природы вело к подрыву церковной догмы о первичности духовного и вторичности материального, к ослаблению авторитета церкви и Священного писания.

Реалисты показывали, что общие понятия по отношению к отдельным вещам природы являются первичными и существуют реально, сами по себе. Они приписывали общим понятиям самостоятельное существование, не зависимое от отдельных вещей и человека. Предметы же природы, по их мнению, представляют лишь формы проявления общих понятий.

 

Основными мотивами «Исповеди» являются следующие позиции:

1. «Исповедь» Августина и особенности мистического пути познания.

2. Понятия, раскрывающие познавательную деятельность: «дворцы памяти», образы познания, созерцание, ум.

3. Роль внутренних чувств и переживаний в познании.

4. Истина, Любовь и Жизнь.

 

Бог отец, Бог сын, и Святой Дух, но Бог един, просто в трёх ипостасях. В Эдеме Адам и Ева, после этого случилось грехопадение. Христос — это искупительная жертва за грехи человечества. Антропоцентризм- создан человек по образу и подобию Бога, у него особое место. Разум абсолютно свободен, может творить, как и Бог, но не бессмертен. Августин говорит о том, что знание и познание возможно только благодаря Богу. Само знание является Божьим откровением. Бог не является чем-то телесным, значит, через ощущения нельзя понять Бога. Бог поддерживает мир своими энергиями- эманациями. Провиденциализм- план Божественного мира и человека. Царство Эхнатона. Между миром земным и Божьим есть связь. Зло- это мнимость добра, оно не может существовать само по себе, (человек — слепой-это зло, потому что отсутствует зрение(добро)). Физическое зло (болезни и смерть) из-за грехопадения. Моральное зло – грех, это когда на место Божественного ставиться человеческое (поведение иерархии). Августин говорит о своей памяти как о «дворцах», где сложены его знания и мысли. Но там содержатся не сами чувственные предметы, а их образы. Мысли в памяти нельзя постичь чувствами и запомнить их образ. Они запрятаны в пещерах памяти. И когда он извлечет их, то должен свести их вместе, так в уме происходит процесс собирания, что Августин назвал «обдумыванием». В памяти хранятся душевные состояния, но сохранить эти переживания так как они были когда-то пережиты уже нельзя. Знание здесь как припоминание, новое обретение вечных образов, которые уже заложены Богом в памяти человека. В памяти заключено все, абсолютно все, что только можно знать. Истина же – это Бог, истинная Любовь – это любовь к Богу, не познав Его, невозможно познать Жизнь