Онтология Платона. Познание как припоминание. Учение о государстве.

Онтология Платона.

Введя в онтологию понятие идеи, Платон разделил сущее на идеальное и материальное и, соответственно, сформулировал две точки зрения в философии: идеалистическую и материалистическую.

Онтология Платона:

Платон перешел от анализа предметов к анализу понятий как основы вещей.

Учение о двойственности мира:

Мир двойственен. В основе всего лежит мир идей (эйдосов), которые создаются и движутся с помощью Бога (мастера). Идеи в отличие от предметов истинны, вечны, неизменны, например, идея «добро», «человек».

Есть также мир предметов (вещей), он вторичен и производен от мира идей (эйдосов), т.к. вещи временны, возникают и погибают, движутся и изменяются. В них нет ничего прочного и, следовательно, истинного.

Предметы — это как мерцающие от костра тени на стене пещеры. Например, отдельные деревья появляются и исчезают, а идея дерева неизменна и вечна. (Вещь=идея + материя. Когда душа была в мире идей она всё знала, но когда попала в мир вещей она всё забыла, и задача её вспомнить)

Познание как припоминание.

Учение о припоминании (теория припоминания) — учение Платона в области эпистемологии (теории познания).

Платон считал, что истинное познание — это познание мира идей, которое осуществляется разумной частью души. При этом различается чувственное и интеллектуальное знание

Платоновское учение о припоминании указывает в качестве основной цели познания припоминание того, что созерцала душа в мире идей, прежде чем спустилась на землю и воплотилась в человеческое тело. Предметы чувственного мира служат для возбуждения воспоминаний души.

В диалоге «Менон» Платон доказывает верность учения о припоминании на примере разговора Сократа с неким юношей. Мальчик никогда до этого не изучал математику и не имел никакого образования. Сократ же настолько хорошо поставил вопросы, что юноша самостоятельно сформулировал теорему Пифагора. Из чего Платон делает вывод, что его душа раньше, в царстве идей, встретилась с идеальным отношением сторон треугольника, которое и выражено теоремой Пифагора. Научить в этом случае — это не более чем принудить душу к припоминанию.

Учение о государстве.

Создал проект идеального государства:

1. Государство основывается на разделение труда. Государство должно состоять из трёх, обособленных друг от друга по типу замкнутых каст, сословий: правителей-мудрецов, подчинённых им воинов и низшего, трудящегося класса. Каждый занимается своим делом. В этом гарантия справедливости и гармонии общества.

2. Нормальная семья в идеальной республике Платона отменяется. Сношения между полами тоже регулируются государством. Дети сразу после рождения передаются в общественные воспитательные дома, так что они не знают своих родителей, а взрослые – тех, кого они родили.

3. Материальные блага, выработанные низшим, трудящимся классом, распределяются под государственным контролем.

В общем, политическая философия Платона ратует за всецелое порабощение всякого индивида обществом – так, чтобы он служил только коллективным, а не своим личным интересам. Форма правления- Аристократическая Республика.