Категория наклонения глагола. Нормативный и стилистический аспекты. Употребление залоговых форм.

Категория наклонения отличаются развитой синонимией и яркой экспрессивной окраской ряда глагольных форм.

Изъявительное наклонение по сфере употребления универсально и поэтому стилистического интереса не представляет.

Повелительное наклонение используется в основном в разговорной речи и проникает в те книжные стили, которые находятся под её влиянием. В официально-деловом стиле не популярны «чистые» повелительные формы (наложите штраф). В повелительном значении употребляются инфинитивные конструкции (приказываю наложить штраф). Писатели и публицисты используют п.н. для воспроизведения диалога (не обижайся). Повелительные формы часто выносятся в заголовки статей («Наследуй опыт!»). В поэтической речи п.н. – средство создания эмоционально ярких побудительных конструкций (отворите мне темницу). В некоторых жанрах научного стиля, прежде всего в учебной литературе, повелительное наклонение позволяет усилить внимание читателя (не забывайте, что…).

Добавление к форме п.н. постфикса –ка смягчает приказание (посмотри-ка), может придавать оттенок интимности (поговори-ка со мной). Различные частицы, добавленные к форме п.н., придают высказыванию различные оттенки значения:

  • частица пускай с формами 3го лица придаёт разговорную окраску (пускай говорит)
  • частицы пусть, да вносят оттенок торжественности (пусть всегда будет солнце, да здравствует солнце)
  • частицы да, же с формами глаголов несовершенного вида придают оттенок настойчивости (Да подожди! Отвечай же!).
  • частицы давай, давайте – оттенок непринуждённости (давай поговорим!)

Добавление местоимения к форме п.н. смягчает требование: Заходите! – Вы заходите!

В устной речи команда выражается глаголом в п. форме 2го лица, обращённым ко многим лицам (ложись!) и имеет яркую эмоциональную окраску.

Форма п.н. в конструкциях, направленных к обобщённому лицу, означает невозможность действия (попробуй скажи). Может означать вынужденную необходимость действия (хочешь не хочешь, сиди и слушай).

Сослагательное наклонение употребляется и в разговорной речи, и в книжных стилях. Потребность в нём появляется нечасто, чаще употребляются другие конструкции (Я увидел во мгле какие-то строения. – Войди я во мглу, я увидел бы какие-то строения). Переносное употребление с.н. характерно для разговорной и художественной речи (поговорили бы вы с ней).

Категория залога.

Многие глаголы можно употребить в форме действительного и страдательного залога, образуя соотносительные конструкции: Автор пишет рассказ. – Рассказ пишется автором. Соотносительные залоговые обороты могут быть трёхчленными (автор пишет рассказ), двучленными (книги выдают), одночленными (решили, что). Наиболее яркое значение – у трёхчленных конструкций с творительным падежом (средства выделяются организациями). Главная особенность страдательного залога – в его способности обозначать действие в отвлечении от его субъекта. Страдательным конструкциям отдаётся предпочтение в официально-деловом и научном стилях. В научном стиле с помощью с.з. изображаются факты, независимые от воли исследователя (водоросли использовались в пищу…). В официально-деловом стиле страдательные глаголы усиливают акцент на самом действии как на неизбежном (штраф взимается в размере…). В деловых документах страдательные конструкции указывают на субъекта действия с помощью творительного падежа (следственными органами установлено…).

В публицистическом стиле глаголы с.з. употребляются реже, но в некоторых случаях обращение к этим формам – почти традиция (в наших комментариях подчёркивалось…).

В разговорной и художественной речи употребление страдательных конструкций часто расценивается как нежелательное. Иногда они неуместны потому, что могут выражать и с.з., и средневозвратный залог (деталь бросается в ванну).