Представления Фрейда
Человека – эротическое существо. Влечения человека рассматривались Фрейдом в качестве носителя бессознательного. Выдвинув теоретический постулат о бессознательных влечениях как основе мотивационного поведения человеческого существа, он задался целью выявить так называемые первичные влечения составляющие ядро бессознательного. В качестве основы этих первичных влечений Фрейд первоначально принял сексуальные влечения, которые, как он ошибочно считал, являются не только причиной возникновения невротических заболеваний, но и мощным стимулом творческой деятельности психически нормального человека и культурных достижений человечества.
Пониманию природы конфликтных ситуаций способствует фрейдовская трактовка личности, основанная на вычленении трех структурных элементов, обладающих своей собственной спецификой и находящихся в определенном соподчинении друг с другом. «ОНО» - глубинный слой бессознательных влечений, то сущностное ядро личности, вокруг которого структурируются и над которым надстраиваются остальные элементы. «Я» - сфера сознательного, своеобразный посредник между бессознательными влечениями человека и внешней реальностью, включая природное и социальное окружение «СВЕРХ Я» - сфера долженствования моральной цензуры, выступающая от имени родительского авторитета и установления норм в обществе.
Фрейдовсое «Я» это нечто иное, как особое, дифференцированная часть «ОНО» и следовательно, психоаналитическом ведение человека не сознание управляет бессознательными процессами, а наоборот, последний властвует над индивидом, с другой стороны, моральное и социальное СВЕРХ Я, которое казалось бы должно сглаживать трения между ОНО и Я, оказывается у Фрейда наследником и носителем бессознательного. Это значит что Я как бы находится в зависимости не только от бессознательного ОНО но и от социального сверх Я, которое властвует над ними виде двух демонов, совести и бессознательного чувства вины, таким образом Фрейдовское Я не являясь по выражению основателем психоанализа хозяином в своем доме находится в конфликтных ситуациях с внешним миром, ОНО и СВЕРХ Я что постоянно драматизирует человеческое существование.
Антропологизация бессознательного оборачивается драматизацией бытия человека в мире. Это драматизация человеческого бытия усугубляется тем, что каждый индивид по Фрейду обладает склонностью к агрессии. В предельном своем выражении она находит свое отражение в инстинкте смерти, противостоящем инстинкту жизни. Внутренний мир человека представляет собой, следовательно, арену борьбы и действие двух противоположных сил, от исхода взаимоотношения которых зависит судьба как отдельного индивида, так и человеческой цивилизации. В целом человек представляется Фрейду отнюдь не мягкосердечным, добродушным существом: среди его бессознательных влечений имеется врожденная склонность к разрушению и необузданная страсть к истязанию самого себя и других людей. В применении к анализу культур Э.Геккель говорит что в детстве человек в сокращенном виде проходит через те же стадии развития, что и в процесс происхождения культуры человечества. Этот теоретический принцип был применен Фрейдом в построении теории культуры, когда он впервые попытался рассмотреть параллельное детство и становление культуры.
По Фрейду религия возникает из беспомощности человека перед противостоящими силами природы и внутренними инстинктивными силами. Религия появляется на ранней ступени развития человечества когда человек еще не может применить разум чтобы справиться с этими внешними и внутренними силами и должен подавлять их или управлять ими, прибегая к помощи контр эффектов и др эмоций, функция которых – в подавлении и контроля над тем, с чем разум не справляется. При этом человек создает то, что Фрейд называет иллюзией; материал берется из индивидуального детского опыта человека. Ощущая опасные неуправляемые силы внутри и во вне себя, человек как бы припоминает свой детский опыт и возвращается к тому времени, когда он чувствовал, что находится под защитой отца, обладающего высшей мудростью и силой, и мог завоевать его любовь и защиту, подчиняясь приказаниям.