Славянофильство и Западничество.

В 40х годах 19 века началась дискуссия между славянофилами и западниками. Этот спор очень способствовал быстрому развитию русской философии. А предпосылкой этого спора стала работа Петра Чаадаева «Первое философское письмо»: Россия ничего не дала миру и ничему у него не смогла научиться. Прошлое России ужасно, настоящее печально, а будущего нет.

Группа-оппоненты Чаадаеву – славянофилы: Хомяков, Аксаков, Киреевский. Они считают: в России присутствует наиболее правильный вариант христианства – православие. Католицизм дает единство, но не дает свободы, а протестантизм наоборот. А в православии есть и то и другое. Хомяков в этой связи стал использовать термин «соборность», под которым понимается современный поиск пути спасения, славянофилы считают, что русскому национальному характеру присуще недовольство собой, осознание своего несовершенства, они трактуют это как стимул к развитию, в то время как европейцы отличаются самодовольством. В познании надо использовать и разум, и органы чувств, и веру, и совесть, и любовь. С подачи славянофилов вопрос об осмыслении России, её пути стал типичным для русской философии. Заслугой славянофилов является то, что они привлекли к самобытной истории и культуре России.

Оппоненеты славянофилов – это западники: Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Белинский, Бакунин, Станкевич. Западников объединяет мнение, что Европа имеет передовой опыт в развитии науки, техники, а также Европа имеет более передовое политическое устройство. Её опыт можно перенимать и использовать на благо России. Что касается социальных вопросов, то среди них наблюдается многообразие мнений. Герцен – сторонник крестьянского социализма. Чернышевский – сторонник марксизма. Бакунин – анархист.

И западники и славянофилы сходились в мнении что частная собственность и капиталистический путь развития неприемлимы.

36. Социальная философия

 

Социальная философия имеет своим объектом познания общество, то есть занимается познанием социальной действительности.

Социальное познание — это познание людьми законов функционирования общества и самих себя, своих целей, желаний, потребностей.

Основная задача социального знания — анализ общественных процессов и выявление в них закономерных, повторяющихся явлений. Так, социологическое знание обобщает, стремится объяснить многообразие общественных законов функционирования и развития общества, чтобы на основании и в пределах полученных данных делать прогнозы.

Традиционно выделяются следующие три типа социального познания: -гуманитарное знание. Его предметом выступает субъективный мир человека, социальное бытие которого рассматривается субъективно, оценивается через его значимость для человека. Объектом изучения гуманитарных наук являются духовные и культурные явления, человек, общество. Это, прежде всего, педагогика, психология, эстетическое и нравственное образование, художественное творчество; -социально-экономическое знание. Оно обращено к описанию процессов, оказывающих значительное воздействие на развитие общества и прежде всего — отношения собственности, распределения, обмена и потребления материальных благ. Его предмет — экономическая жизнь общества. Этот тип знания тяготеет к естественным наукам, поэтому неслучайно в нем широко используются математические и другие точные методы
познания; -социально-философское знание. Оно занимает особое место. По мнению философов, социально-философское знание выступает системообразующей основой для всех социальных знаний, поскольку разрабатывается на базе обобщения практики конкретного исторического этапа развития общества и ориентируется на выработку наиболее общих представлений о природном и социальном бытии человека, законах его развития и отношения к миру (то есть является по сути частью философского мировоззрения).

Социально-философское знание выделяет основные формы человеческой деятельности, основные законы их функционирования и развития, анализирует взаимосвязь и
взаимовлияние основных сфер жизнедеятельности общества и место человека в этих системах.