Материалистическое понимание истории. Марксизм о человеке, государстве, обществе.

Философский материализм Маркс считал основой своего научного мировоззрения. Этот материализм был прежде всего реакцией на идеализм Гегеля, стремлением противопоставить ему объяснение мира “реальными”, “практическими”, “материальными” основаниями.

Главные постулаты материалистического понимания истории, несмотря на внешнюю четкость и кажущуюся очевидность ряда формулировок, в значительной мере метафоричны, многозначны и тавтологичны. Даже такие базовые понятия, как “материальное” и “бытие”, чрезвычайно многозначны и туманны. Рассмотрим, например, некоторые из значений слова “материальное” у Маркса.

1) Материальное как экономическое. Это словоупотребление относится главным образом к производству средств жизнеобеспечения. Иногда Маркс ставит рядом два слова: “материальное экономическое”, так что второе служит как бы уточняющим по отношению к первому. Из такой трактовки “материального” вполне естественным образом вырос “экономический детерминизм”, который марксисты часто упрекали в вульгаризации исторического материализма.

2) Материальное как природное. В данном случае это понятие включает в себя природные факторы: биологические, геологические, орогидрографические, климатические и т. п. Здесь материалистическое объяснение сливается с натуралистическим; последнее отстаивали многие социологи натуралистических направлений, весьма далекие от исторического материализма.

3) Материальное как реальное. В этом значении слово близко контовскому термину “позитивное” как реальное в противоположность химерическому (см. лекцию 3). При таком словоупотреблении материалистические объяснения не отличаются от позитивистских объяснений Конта или Спенсера.

Материалистическое понимание истории заключало в себе важнейшее для социальной науки положение о том, что общества и группы нельзя объяснять теми представлениями, которые они сами о себе создают, что из-за разного рода идеологиями необходимо стремиться обнаруживать глубинные основания социальной реальности. Сведение этой реальности к экономической подсистеме было безусловно ошибочным. Но включение этой подсистемы в социальную систему, анализ ее взаимосвязей с другими подсистемами общества были несомненно плодотворны.

В ряде своих работ Маркс исследовал не одностороннее воздействие базиса на надстройку, а взаимодействие экономических и неэкономических институтов и взаимодействие последних между собой.

Согласно марксизму, человек – это продукт материального развития человечества. Необходимость организации хозяйственной жизни требует разделения труда т.е. требует определённой социальной иерархии в обществе. Эта социальная иерархия делит людей на антагонистические классы. Вся история человечества - это результат борьбы этих классов между собой. Классовая борьба предопределяет политическую, религиозную, идеологическую жизнь общества.

Взгляды на государство: определение ими полит власти как организованием насилия одного класса над другим как аппарата такого насилия. По мере развития классовой борьбы капиталистическое государство начинает привлекать рабочих к управлению, но оно делает это лишь для отцеживания революционеров, подкупа, развращения и т.п. Пролетариат же должен использовать буржуазное государство для сочетания легальной и нелегальной работы. Однако для свержения эксплуататоров и построения бесклассового общество старый бюрократическо-военный аппарат непригоден.