Структура и методы научного познания

Познание — это специфический вид деятельности человека, на­правленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире. Основные особенности научного познания:

1. Ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характе­ристики и их выражение в системе абстракций.

2. Объективность, устранение по возможности субъективистских моментов во многих случа­ях для реализации «чистоты» рассмотрения своего предме­та.

3. Современная наука не только обслуживает запросы производства, но и все чаще выступает в качестве предпосылки технической революции.

4. Научное познание в гносеологическом плане есть сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закреп­ленных в языке — естественном или — что более характер­но — искусственном (математическая символика, химиче­ские формулы и т.п.).

5. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства как приборы, инст­рументы, другое так называемое «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотро­ны, радиотелескопы, ракетно - космическая техника и т. д.).

6. Научному познанию присущи строгая доказатель­ность, обоснованность полученных результатов, достовер­ность выводов.

Методы научного познания:

Метод - совокупность приемов и операций практическо­го и теоретического освоения действительности.

Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический.

Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чув­ственно воспринимаемых объектов.

Теоретический уровень научного познания характеризу­ется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм и «мыслительных опера­ций».

Методы познания, применяющиеся на эмпирическом уровне: наблюдение, интроспекция (самонаблюдение), эксперимент,

Методы, используемым на теоретическом уровне научного познания:

1.абстрагирование - метод, сводящийся к отвлечению в процессе познания от каких- то свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны.

2.аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде иных отношений.

3.моделирование -метод основан на принципе подобия. исследуется не сам объект, а его аналог, заместитель, модель, а затем полученные при изучении модели результаты по особым правилам переносятся на сам объект.

Виды моделирования:

1) Предметное (модель воспроизводит геометрические, физические, динамические или функциональные характеристики объекта)

2) Аналоговое (модель и оригинал описываются единым математическим соотношением)

3) Знаковое (в роли моделей выступают схемы, чертежи, формулы)

4) Мысленное (модели приобретают мысленно наглядный характер)

5) Модельный эксперимент (включение в эксперимент не самого объекта, а его модели)