Тема. Цель и задачи музыкального воспитания на современном этапе.

 

Существуют 2 сферы музыкального образования в Беларуси –

Профессиональное (курируется министерством культуры);

Общее (курируется министерством образования).

ü Основная цель школьного общего музыкального образования

Целью общего музыкального образования принято считать становление, развитие музыкальной культуры учащихся как части их общей духовной культуры.

Формирование духовной культуры личности средствами искусства. Воспитать музыкальную культуру личности как часть ее духовной культуры (Д.Б. Кабалевский).

(Цель сформулирована в стандартах, концепциях, программах по музыке).

Понятие музыкальная культура учащихся чрезвычайно объемно и может иметь разную трактовку. Д.Б.Кабалевский подчеркивает значение музыкальной грамотности в широком смысле этого слова как основы, без которой музыкальная культура не может сформироваться. Такой подход к целевым установкам общего музыкального образования признается практически всеми отечественными педагогами-музыкантами.

Основными задачами музыкального образования выступают как ближайшая педагогическая интерпретация ее цели и в своей совокупности направлены на музыкальное воспитание, обучение и развитие ребенка.

К таким задачам могут быть отнесены:

- развитие в детях культуры чувств, чувства музыки, любви к ней; творческого эмоционально-эстетического отклика на произведения искусства;

- знакомство учащихся с народной, классической, современной музыкой, прежде всего с шедеврами музыкального искусства во всем богатстве его форм и жанров;

- педагогическое руководство процессом усвоения учащимися знаний о музыке в их духовной связи с жизнью;

- развитие музыкально-творческих способностей, умений и навыков у учащихся в слушательской, исполнительской и «композиторской» деятельности;

- воспитание у учащихся музыкально-эстетического чувства, восприятия, сознания, вкуса;

- развитие потребности в общении с высокохудожественной музыкой;

- целенаправленная подготовка учащихся к осуществлению музыкального самообразования;

- помощь ребенку в осознании себя как личности в процессе общения с музыкой.

Отечественное музыкальное образование предполагает разнообразие подходов и путей воспитания музыкальной культуры учащихся. Музыка ни в коем случае не должна отрываться от жизни ребенка, его внутреннего мира, личного опыта, окружающей его действительности.

Результатами занятий должны стать:

возрастание интереса и любви к классической, народной, современной музыке; способность оценить ее красоту; чувство сопереживания музыкальным образам, воплощенным в произведениях искусства; возникновение музыкально-эстетического отклика на произведения искусства;

постижение закономерностей искусства;

развитие музыкально-образного мышления, навыков восприятия музыки, способности размышлять о ней в связи с жизнью и с другими видами искусства; творческих музыкальных способностей, практических умений и навыков в процессе слушания, исполнения и сочинения музыки (импровизации), музыкально-ритмического движения;

становление музыкально-эстетического вкуса, потребности в общении с высокохудожественной музыкой, в музыкальном самообразовании.

Музыкальное образование школьников направлено на развитие у них целостного представления о музыкальном искусстве, приобретение ими опорных, ключевых знаний, умений и навыков музыкальной деятельности.

Ориентация музыкального образования на специфические компоненты содержания общего образования ( опыт эмоционально-ценностных отношений, творческой деятельности, художественно-образного познания мира) отвечает общим целям современного образования, опирается на принципы гуманизации и гуманитаризации образования, его практической направленности и способствует созданию единого целостного образовательного пространства современной школы. Это требует:

- выделения нравственно-эстетического аспекта содержания музыкального образования как главного;

- улучшения качества преподавания музыки, преодоления знаниецентрического подхода в построении содержания музыкальных дисциплин;

- освоения школой ( учителями музыки ) новых технологий развивающего диалогического преподавания музыки.

 

Учителя музыки призваны обеспечить:

Формирование музыкальной культуры подрастающего поколения

Социальный заказ общества

Востребованность творческой личности, способной решать любые задачи, проявляющей грамотность в самых разных областях, в том числе и в музыкальной области

Главные направления содержания общего музыкального образования

Если в 19 веке (П.И. Чайковский), начале 20 века (Б.В. Асафьев, С.И. Танеев и др.) полагали, что центром содержания музыкального просвещения и общего музыкального образования должно стать хоровое пение, то в итоге ХХ века обнаружились обновленные позиции.

три главные области собственно музыкальной деятельности

l Композиторская

l Исполнительская

l Слушательская

Главными образовательными задачами соответственно являются:

l Обучить школьников импровизации и сочинению музыки;

l Научить исполнять музыку (петь и играть);

l Научить слушать музыку.

Воспитательные задачи:

l Формирование в ходе работы системы отношений ко всему, что есть в мире идеям, искусству, добру и злу, любви, природе, человеку, семье, традициям, самому себе….

l В итоге – формирование нравственного стержня личности, моральных свойств и качеств.

Развивающие задачи

В ходе работы развивать все способности у ребенка: психические процессы - восприятие, внимание, память, мышление, фантазию, воображение, в том числе специфические музыкальные способности, соответствующие основным средствам музыкальной выразительности.

Исполнительская деятельность 1

Хоровая культура возможна была бы в общеобразовательных школах в том случае, если бы нота заняла свое место нарядус цифрой и буквой. Без обучения нотной грамоте (в обновленном методическом варианте) в настоящее время хоровая культура невозможна.

Исполнительская деятельность 2

Культура инструментального музицирования, как и хоровая, имеет условия для развития лишь в классах с музыкально-эстетической направленностью. Основная масса детей не владеет ни одним музыкальным инструментом.

Импровизация и сочинение музыки

l 12% учителей отрицают эту форму работы;

l 56% включили БЫ, если бы имели соответствующую подготовку;

l 32% считают, что заниматься этим нужно только в сфере дополнительного образования (следовательно, на уроках музыки не занимаются);

l 16% специально занимаются импровизацией и сочинением на уроках музыки.

Слушание музыки

Слушание музыки ФОРМАЛЬНО считается разработанным видом деятельности. Учителя могут отметить успешное проведение викторин на узнавание изученной музыки. Но сформирована ли слушательская культура школьника? Какую музыку и как предпочитает слушать молодежь? Общество в целом?

Таким образом, системе музыкального образования в современном мире присущи такие черты, как социокультурная обусловленность, направленность на человека. Обострилось внимание к человеческой личности и стремление к ее разностороннему развитию. Музыкально-эстетическое воспитание оказалось универсальным средством преодоления социокультурных проблем и противоречий ХХ в., позволяющим достичь внутреннего духовного равновесия человеческой личности. Воспитательный потенциал музыкального искусства обеспечивает формирование личности нового типа, которой свойственна художественно-эстетическая и социальная активность. Эта тенденция отражает фундаментальные преобразования в социокультурном обществе в целом. Музыкальное образование является средством активизации духовного потенциала личности, компенсирующим недостаток его проявления в других областях духовной жизни, - это универсальное средство духовного развития человека.