Вопрос 29. Проблема регионального изучения фольклора.
Одной из основных проблем современной фольклористики является проблема исторического развития фольклора. Она так или иначе ставилась и в дореволюционной науке, но подлинно научное освещение историко-фольклорного процесса возможно лишь на основе метода исторического материализма.
Одна из актуальных проблем советской фольклористики — изучение эстетической сущности фольклора в ее историческом развитии и установление основных закономерностей эстетического воздействия фольклора на различные виды профессионального искусства. Особенно велико практическое значение разработки проблемы взаимодействия фольклора и литературы у народов, получивших письменность после Октябрьской революции. Исследование художественной природы фольклора тесно связано с задачами эстетического воспитания трудящихся на современном этапе истории советского общества.
Другой важной проблемой, которой будет уделено большое внимание в текущем семилетии, является изучение эпического наследия народов, и прежде всего народов СССР. Народный эпос сыграл огромную роль в истории мировой культуры и лег в основу национального искусства многих народов. Связанный с важнейшими процессами в истории человечества и с освободительной борьбой народов, эпос сохраняет свое познавательное и воспитательное значение до наших дней. Советские фольклористы находятся в особо благоприятных условиях, поскольку в нашей стране существует эпос многих народов и он сохраняется еще как живое явление. Нельзя не учитывать также большого практического значения разработки этой проблемы для социалистической культуры.
30. Фольклор Омской области и его основные издания.
История и культура сибирского края непосредственно связана с казачеством. Большая работа в этом направлении проводится в Омске и Омской области: постепенно возрождаются казачьи традиции. Конкретные практические шаги были сделаны благодаря появлению научно-исследовательского проекта «Решение национально-культурных проблем Омской области», который был разработан в 1994 году научным коллективом под руководством Н.А. Томилова. В результате всех исследований появилась коллекция предметов культуры и быта сибирских казаков, материалы по хозяйству, жилищу, одежде, пище, календарным и семейным обрядам, народным верованиям, фольклору. Большой вклад в изучение этнической культуры сибирского казачества был сделан В.В. Реммер: была сделана подробная характеристика свадебной обрядности и описаны традиционные рукопашные состязания и единоборства казаков. Календарные праздники и обряды сибирских казаков были освещены в кандидатской диссертации Т.Н. Золотова. Значимость деятельности омских этнографов заключается в том, что их активность в изучении этнографии русских сибиряков способствовала появлению ряду серьезных научных работ. В рамках Всероссийских научно-практических конференций по теме «Духовное возрождение России» постоянно отражаются работы по истории и культуре Сибири. Все исследования народной культуры строились на основе этнографической характеристики Сибири: интерес был вызван количеством аборигенов и разновидностями наций - это угорская группа народов, самодийские народы, тюркские, кеты, юкагиры, коряки, чукчи, ительмены, тунгусо-маньчжурские народы, монгольские и нивхи
Если первые исследования были посвящены крестьянскому фольклору, то сегодня историки все больше посвящают свои исследования развитию городской культуры. Этнографы и фольклористы Западной Сибири посвящают свою деятельность по сбору фольклорного материала среди русского населения Новосибирской, Омской, Томской и Тюменской областей, Алтайского края. Появляется ещё одно направление в изучении календарно-обрядовой народной культуры Сибири - это формирование источниковой базы - создание каталогов музейных собраний по культуре и хозяйству русских сибиряков. Наглядно видно, что тематика исследований народной сибирской культуры очень широка.