Организация документооборота туристической фирмы. Бланки строгой отчетности и особенности работы с ними.
Как известно туроператоры и турагенты занимаются оказанием туристских услуг. Факт оказания услуг должен быть документально подтвержден, поскольку все хозяйственные операции, осуществляемые турфирмами, должны оформляться оправдательными документами. Об особенностях документооборота при оказании туристских услуг расскажем в данной статье.
В общепринятом значении под документооборотом туристской организации понимается движение документов в организации с момента их создания или получения от других субъектов гражданско-правовых отношений до завершения их исполнения и передачи в архив.
Одновременно с учетной политикой турфирмы для целей бухгалтерского учета согласно пункту 3 статьи 6 Закона N 129-ФЗ утверждаются:
- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов;
- формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности, используемой в организации;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации.
Форма отчета не является унифицированной, поэтому ее можно разработать самостоятельно, утвердив в виде приложения к договору.
Но при этом отчет должен содержать все обязательные реквизиты первичных документов, перечисленные в пункте 2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ. Итак, отчет агента может содержать:
- название документа;
- дату его составления;
- название турфирмы-агента;
- содержание операции (оказание услуг клиенту, поступление выручки и т.п.);
- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
- данные о состоянии расчетов между агентом и клиентами;
- сведения о расходах агента, которые принципал должен возместить;
- сумму посреднического вознаграждения;
- наименование должностей лиц, которые составили документ, и их личные подписи.
Завершающим этапом документооборота является хранение документов. Как следует из статьи 17 Закона N 129-ФЗ, минимальный срок хранения первичных бухгалтерских документов, регистров бухгалтерского учета и отчетности составляет пять лет.
Сроки хранения конкретных бухгалтерских документов, которыми должна руководствоваться туристская организация, установлены Приказом Минкультуры Российской Федерации от 25.08.2010 г. N 558 "Об утверждении "Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения" (далее - Перечень N 558).