Концепция культуры А.Вебера.

Определял социологию как "эмпирическую науку о культуре". Наукой о культуре он считал социологию вообще – в контексте его взглядов не было необходимости выделять "социологию культуры" как отдельное направление в рамках социологии. Под культурой же М.Вебер понимал часть реальности, наделенную смыслом. Только человек способен вносить смысл в окружающее его бытие, и действовать на основе смысла.

Анализ экономики и политики увязывается с анализом культуры, религии, нравов, семьи и быта. Для В. культура несводима к надстройке. Она, как и экономика, равноправная часть социальной системы и участвует в формировании и развитии социальных отношений, а стало быть — образа жизни людей. У культуры своя собственнная логика. В этом смысле культура не только “репродюссер”, но и “продюссер” социальных отношений.

Фундамент культуры составляют общечеловеческие ценности. Совокупность подобных ценностей, ценностных ориентации и правил поведения составляют суть так называемой трудовой этики. Решающим фактором экономического прогресса выступает культура. У В. дух капитализма — это культура капитализма.

Для социологии культуры его методология имеет особое значение по причине высокой аналитической ценности его основных методов.
Понятие идеального типа – познавательная модель, позволяющая выявить соотношение между религий как существенным компонентом социокультурной системы и хозяйственный деятельностью.
Идеальный тип – это умозрительное построение, хотя и созданное на основе изучения эмпирической реальности.

Важнейшим понятием, введенным М. Вебером в методологию сопоставления различных религий, этических систем, в социологию управления, права и искусства, было понятие рационализации. Оно означает процесс вытеснения случайных аффективных или рутинных действий или мотивов, преодоление отклонений от основной линии действия и поведения и последовательское упорядочивание действий, их планирование и накопление результатов.

Рационализация имеет частный характер, это означает, что сам процесс охватывает лишь определенные стороны культуры, приводит их автономизации, оставляя отдельные сферы в стороне. Она всегда должна получать соответствующую институциональную основу которая и обеспечивает её поддержание.
Социология культуры, в интерпретации А. Вебера, должна способствовать постижению логики истории. Согласно современным стандартам, проект А. Вебера следует рассматривать, скорее, как философию истории. Истинной основой для всякой крупной культуры является определенный тип соц. организации.как и О. Шпенглер, различал "культуру" и "цивилизацию". Однако в его концепции культура и цивилизации – не последовательные стадии развития, а разные аспекты общественного бытия. Культура соотносится с "духовностью" – религией, философией, нравственностью, искусством.

Цивилизация – аспект научно-технический. Вебер выделяет также третий аспект общественной жизни – собственно социальный. Выделяет три равнозначных "момента" тотального исторического процесса: культурный, цивилизационный, и собственно социальный, каждому из которых отводится особая роль в общем процессе. Культура выполняет в нем смыслообразующую роль (или функцию).

Цивилизация обеспечивает преемственность и поступательность исторического процесса, осуществляемую непрерывным развитием техники и науки, уходящей в неё своими корнями. Наконец, социальный аспект истории являет собой её телесную фактуру, тот самый материал, из которого она "выстраивается" в процессах жизнедеятельности людей, приводящих её в движение.