Проблема типологии исторического процесса (О. Шпенглер, К. Маркс, А. Тойнби).

Наличие определенных этапов как в развитии отдельных стран, так и все человеческой истории отмечалось мыслителями издавна. Их выделение нередко было обусловлено задачами обоснования проектов "идеального общества", в котором были бы преодолены пороки, недостатки общества существующего. Основы научной типизации исторического процесса заложил Гегель. Гегель выделял три таких исторических ступени и соответственно три типа общества: восточный мир, античность, германский мир. Тойнби - 21 цивилизация. К.Маркс: метод исследования общества как социального организма, развитие которого совершается закономерно, как и развитие природных органических систем. В ходе естественной эволюции возникают новые формы и виды со своими особыми качественными характеристиками. Подобно этому и развитие человечества представляет собою естественно-исторический процесс функционирования и смены качественно определенных типов общества, который осуществляется в соответствии с объективными, специфическими для общества законами. Первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический, коммунистический. К.Маркс проведя изучение исторического процесса, представил всю историю человечества как закономерный процесс развития и смены общественно-экономических формаций. Общеcтвенно-экономичеcкая формация - это конкретно-исторический тип общества, взятого в его целостности (разл. стороны жизни общества), функционирующий и развивающийся в соответствии с присущими ему объективными законами. Освальд Шпенглер. У него были и предшественники и последователи. Отрицание единой линии развития человеческой цивилизации. Отрицание мировой истории - схемы «Древний мир, Средние века, Новое время», в которой все вертится вокруг Европы, последних двух, трех столетий (европоцентризм). История - Космос. Есть история и есть природа. Европа - всего лишь одна из возможных мировых историй. Полицентризм. Другая идея - то, что любая история может быть приравнена к некоему организму. Развитие культурно-исторического типа - развитие по аналогии с живым организмом. Рождение, юность, зрелость, старость, смерть. Срок любой истории около тысячи лет. В основе лежит хаотическое жизненное начало, некая душа, из чего затем произрастает вся история. Душа включает в себя культуру, религию, язык и пр. То, что было в потенции, становится историческим миром. Сама пружина это и есть жизнь, как становление этого мира. Два языка: истории и природы. Книга природы написана на языке математики (Галилей). В истории язык математики не подходит, нужны аналогии, сравнения, образы, некие метафорические начала. Hеобходимо вжиться, вчувствоваться в историю. Геpменевтика - вживание в историю. Циклическая модель исторического процесса, предложенная Данилевским, предвосхитила последующие весьма разнообразные опыты подобного рода как на Западе (О. Шпенглер, А. Тойнби), так и на Востоке (наиболее яркий представитель культурологического циклизма - китайский мыслитель Лян Шумин).