Закон и закономерность. Детерминизм и индетерминизм, волюнтаризм и фатализм.
В философском познании фундаментальная роль принадлежит принципу детерминизма. Термин "детерминация" происходит от латинского determine (определяю) и может быть расшифрован как обязательная определяемость всех вещей и явлений в мире другими вещами и явлениями. Согласно этому принципу, реальные природные, общественные и психические явления и процессы детерминированы, то есть возникают, развиваются и уничтожаются закономерно, в результате действия определенных причин, обусловлены ими. Признание причинности и закономерности явлений лежит в основе материалистического понимания и научного познания мира. Отказ от принципа детерминизма приводит к совершенно иной картине бытия. В котором становится возможным все, что угодно, вплоть до “чуда”. В таком мире невозможны рациональные объяснения связей между явлениями, научный прогноз будущего, разумная ориентация в происходящих событиях. Современное понимание детерминизма сложилось в результате длительного исторического развития представлений о причинно-следственных связях и закономерностях. Детерминизм в широком смысле слова есть такая концепция мира ( способ объяснения происходящих в нем изменений), которая основывается на принципах причинности и закономерности. Различные формы детерминизма обусловлены различными типами причинности и законов. Длительное время умами философов и ученых владел механистический детерминизм, базирующийся на понимании причинной связи как однозначной ( то есть необходимой) и постоянной. Причинность приравнивалась к необходимости, случайность же исключалась из рассмотрения, считалась просто несуществующей. Противостоящее детерминизму учения — индетерминизма. В истории философии известны два вида индетерминизма: 1. Так называемый "объективный" индетерминизм, начисто отрицающий причинность как таковую, не только ее объективную данность, но и возможность ее субъективистского истолкования. 2. Идеалистический индетерминизм, который, отрицая объективный характер отношений детерминации, объявляет причинность, необходимость, закономерность продуктами субъективности, а не атрибутами самого мира. Волюнтаризм - абсолютизирует внутренний аспект свободы, доводя его до произвола. Фатализм - рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключая свободу выбора. С точки зрения фатализма, все в жизни человека предопределено, ничего нельзя изменить, человек бессилен перед своей судьбой. Последний (волюнтаризм) отрицает какую-либо закономерность, считая, что ничто не ограничивает желания и деятельность людей, свобода человека абсолютна.