Византия.

В 4 в н.э. Распалась на Восточную и Западную. Восточная империя со столицей Константинополь стала называться Византия (по названию одного из районов).

Полного расцвета древнехристианское искусство достигло именно в Византии.

В Византии были разработаны основные типы храмовых конструкций:

1. Базилика – прямоугольное в плане, вытянутое здание, разделенное на нефы. Постепенно базилика приобрела в плане форму латинского креста.

2. Крестово-купольный храм – тип христианского храма, купол на парусах опирается на 4 столба в центре здания, откуда расходятся 4 сводчатых рукава.

3. Центрально-купольный храм.

4. Купольная базилика.

Базилика получила распространение в Западной Европе, а крестово-купольные храмы – в Восточной.

 

Неф ( от лат. Корабль) — прямоугольное в плане вытянутое помещение, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.

Большая часть базилик имеет 3 нефа: один главный средний и два боковых; средний с более высоким сводом. Кроме продольных, нефы бывают поперечные — т. н. трансепты.

 

Апсида (от гр. apsidos - дуга, полукруг) - алтарный выступ церковного здания, полукруглый или прямоугольный, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом, а также аналогичная по форме часть внутреннего пространства здания, в которой находится алтарь. Апсиды появились в древнеримских базиликах.

 

Собор Святой Софии, возведенный во времена императора Юстиниана, - безусловно, самое выдающиеся произведение византийского зодчества, символ "золотого века" Византии. Главный собор империи строили архитекторы Амфимий из Тралл и Исидор из Милета. Этот собор - без всяких преувеличений - чудо инженерной мысли.

В плане собор представляет собой крест, 70х50 м. Это трехнефная базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом.

Основная сложность, которую пришлось преодолевать при строительстве, заключалась в грандиозных размерах постройки, заказанной императором.

Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Основную нагрузку несут многочисленные арки и своды, немассивные, но хитросплетенные.

Окна в основании купола, поставленные очень близко друг к другу, зрительно отрезают его от нижней части храма. Вошедшему в храм кажется, что его огромный купол не имеет реальной опоры, он как бы висит в воздухе.

Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий (отделочные материалы привозились со всего света). Естественно, она отличалась особой роскошью (мозаики на золотом полу, 8 зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе). Стены храма также полностью покрыты мозаиками, нигде их плоский характер не нарушен выпуклыми узорами. Часть стенной мозаики погибла в период "иконоборчества", но была восстановлена позднее. Одной из первых была воссоздана великолепна мозаика - Богоматерь с младенцем Христом (IX век), созданная неизвестным мастером во времена "македонского ренессанса".

Сейчас собор Святой Софии - мечеть Айя-София, окруженная четырьмя минаретами. Турки построили на территории бывшей Византийской империи много мечетей, созданных по образу и подобию великого и непревзойденного храма Святой Софии.

Храмы украшались мозаиками, фресками.

Церковь Сан-Витале – мозаика «Процессия, приносящая дары храму». Процессию императрица Феодора супруга императора Юстиниан.

 

Богоматерь Владимирская (неизвестный автор, начало XII века, эпоха "комниновского ренессанса")

В Византии зарождаются каноны иконописи:

1. Лица застывшие с чистым овалом, тонким носом, большими миндалевидными глазами.

2. Позы однообразные.

3. Фигуры скрыты складками парадной одежды.

 

В христианских храмах апсида ориентирована на восток. Храм имеет обычно нечётное число апсид. В конхе центральной апсиды Киевского Софийского собора помещено изображение Марии-Оранты, которое является наиболее монументальным и величественным из всех мозаик собора. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском имеет квадратную в плане форму; он небольшой по размерам, четырёхстолпный, одноглавый, трёхапсидный из белого камня. Белокаменная церковь Покрова на Нерли так же относится к типу небольших одноглавых, трёхапсидных четырёхстолпных храмов. София Киевская, пятинефное, крестовокупольное здание, но так же имеет лишь три апсиды и пять куполов. Храмы на территории Московского Кремля, Благовещенский собор и церковь Ризположения, окружены открытой галереей; по фасаду и апсидам имеют аркатурно-колончатый пояс. Деревянные церкви так же имеют апсиды. Построенная в 1714 церковь Спаса Преображения в Кижах имеет примыкающую с востока небольшую апсиду.

Неф — прямоугольное в плане вытянутое помещение, покрытое сводом. В средневековье использовался при строительстве части романских и готических соборов, а также церквей стиля эпохи Возрождения.

Зачастую нефы пересекаются, образуя в плане крест с основанием у главного входа. Неф может опираться на наружные стены, либо колонны. Если пролёт большой — на свод добавляются различные рёбра жесткости. В средневековье храмы строили из камня клиновидной формы и конструкция свода сама по себе получалась жёсткая.

Большая часть романских и готических храмов имеет 3 нефа: один главный средний и два боковых; средний с более высоким сводом. Кроме продольных, нефы бывают поперечные — т. н. трансепты

 

 
Шедевры Византийского искусства / Искусство Византии
Cтолетиями творчество художников-иконописцев было сковано строгими канонами, которые, казалось бы, не оставляли ни малейшего места для творческой фантазии и человеческого сочувствия. И несмотря на это, как много было создано образов, полных волнующей и глубокой красоты! Таким уникальным произведением византийского искусства является Богоматерь Владимирская (неизвестный автор, начало XII века, эпоха "комниновского ренессанса") - самая почитаемая икона на Руси, с которой связаны многие страницы русской истории. Неизвестно, как и когда именно икона попала на Русь, но известно, что с 1161 г. она была установлена в Успенском соборе Владимира (столицы князя Андрея Боголюбского), а позднее перенесена в Успенский собор Москвы. В настоящее время икона находится в Третьяковской Галерее. Редкая тонкость исполнения, богатство колорита (все оттенки коричневого, золотого и красного) говорят о руке выдающегося мастера константинопольской школы. Но больше всего поражает необычайная выразительность скорбного лика и та трогательная материнская нежность, с которой Мария приникла к младенцу. Лицо Богоматери с чистым овалом, тонким носом и большими миндалевидными глазами проникнуто подлинным человеческим страданием. Кажется непостижимым, как удалось художнику достигнуть такого впечатления, внешне ни в чем не выходя за рамки канона "Богоматерь Елеус". Глубокая скорбь наполняет склоненное лицо Марии, темные глаза печальны, как почти во всех образцах византийского искусства, из которого навсегда ушла человеческая улыбка.

 

 

 

Во время славного правления императора Юстиниана I Италия была временно отвоевана у варваров. В ознаменование этого события, в бывшей столице короля остготов Теодориха городе Равенне была построена церковь, посвященная святому мученику Виталию (Сан-Витале).

Это одна из самых древних византийских церквей, построенная в то время, когда еще не сложились ни крестово-купольный архитектурный канон, ни иконографический, поэтому и архитектура храма, и мозаичная отделка его стен индивидуальны и этим особенно интересны.

Церковь Сан-Витале - пример центрического здания, в плане - восьмигранник с граненым алтарем. Основу конструкции составляют 8 опор, несущих купол. Опоры соединяются полукруглыми двухэтажными арками.

Как все раннехристианские церкви, она удивляет прежде всего контрастом между богатым внутренним убранством и аскетичным до бедности внешним. Однообразие ее фасадов нарушают только мощные контрафорсы.

Это типичный пример внутренней архитектуры, как бы подчеркивающий, что важна не внешняя оболочка, но только внутренняя сущность, что это место для сбора верующих, молитв и церковных служб. Не стой на пороге, зайди и помолись. Интерьер церкви великолепен: кружевные капители колонн, бесчисленные арки, сплошная мозаика стен, преобладающий цвет - золотой.

На мозаике алтаря парит юный Христос, протягивая мученический венок святому Виталию. Справа святой Экклесий, строитель первой церкви, стоящей на этом месте, протягивает Христу модель храма. Святые не видят друг друга. Они никогда не встречались при жизни, время разъединило их, но Вечность соединила.

Особый интерес представляют две мозаики на боковых стенах алтаря - две процессии, приносящие дары храму. Одну возглавляет император Юстиниан собственной персоной, другую - его супруга императрица Феодора.

Их изображения еще очень далеки от канонизированных, однако в них уже нет никакого намека на незаурядные личные качества оригиналов. Лица застывшие, позы однообразные, фигуры скрыты складками парадной одежды - идеальные образы правителей в блеске Божественной славы. Но нет еще на лицах и той суровой отрешенности, которая позже станет общим правилом для византийской живописи. Лица приближенных явно несут отпечаток портретного сходства, глаза смотрят с интересом. На мозаиках еще много бытовых деталей: есть и фонтанчик, и разноцветные занавеси - нечего этого позднее уже не будет.

Собор Святой Софии, возведенный во времена императора Юстиниана, - безусловно, самое выдающиеся произведение византийского зодчества, символ "золотого века" Византии. Главный собор империи, сменивший базилику, существовавшую на том же месте со времен императора Константина I, строили архитекторы Амфимий из Тралл и Исидор из Милета. Этот собор - без всяких преувеличений - чудо инженерной мысли.

В плане собор представляет собой крест, 70х50 м. Это трехнефная базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом.

Основная сложность, которую пришлось преодолевать при строительстве, заключалась в грандиозных размерах постройки, заказанной императором.

Возвести сооружение такой длины и ширины и перекрыть его кирпичным куполом (диаметр которого 32 м) было в те годы революционной задачей. Чтобы скомпенсировать огромную силу давления ("распора") купола можно было бы увеличить толщину стен, однако, храм не должен был казаться массивным, кроме того, в слишком толстой стене трудно делать окна.

Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Основную нагрузку несут многочисленные арки и своды, немассивные, но хитросплетенные. В направлении восток-запад распор гасится следующим образом - к центральному куполу с двух сторон примыкают два больших полукупола, к ним, в свою очередь - меньшие полукупола. Сила распора растекается, дробится до тех пор, пока ее не принимают на себя специальные колонные пилоны.
Окна в основании купола, поставленные очень близко друг к другу, зрительно отрезают его от нижней части храма. Вошедшему в храм кажется, что его огромный купол не имеет реальной опоры, он как бы висит в воздухе. По поводу залитой солнцем, как бы парящей в воздухе полусферы купола писатель Прокопий Кессарийский (VI век) сказал: "Совершенно непонятным образом держится в воздухе это воздушное строение, как будто не на прочной основе, а на золотом канате свисает с неба. ...Всякий сразу понимает, что не человеческим могуществом или искусством, но Божьим соизволением завершено такое дело."

Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий. Естественно, она отличалась особой роскошью (мозаики на золотом полу, 8 зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе). Стены храма также полностью покрыты мозаиками, нигде их плоский характер не нарушен выпуклыми узорами. Часть стенной мозаики погибла в период "иконоборчества", но была восстановлена позднее. Одной из первых была воссоздана великолепна мозаика - Богоматерь с младенцем Христом (IX век), созданная неизвестным мастером во времена "македонского ренессанса".

Сейчас собор Святой Софии - мечеть Айя-София, окруженная четырьмя минаретами. Турки построили на территории бывшей Византийской империи много мечетей, созданных по образу и подобию великого и непревзойденного храма Святой Софии.