Школа человеческих отношений. Хоторнский эксперимент Э. Мэйо.
Школа чел-ских отношений.
Элтон Мэйо (1880-1949), Фриц Ритлисберегр (1898 – 1974), Мэри Фоллет (1868 – 1933) - основоположники Школы человеческих отношений.
Научные труды Э.Мейо: «Человеческие проблемы индустриальной цивилизации» (1933г.), «Социальные проблемы индустриальной организации» (1945).
Выводы Э.Мейо по итогам экспериментов в компании «Уэстерн Электрик» в г. Хоторне:
В результате промышленной революции и рационализации процесса труда сама работа потеряла привлекательность, поэтому человек ищет удовлетворение в социальных взаимоотношениях;
Люди в основном мотивированы социальными потребностями и ощущают свою индивидуальность благодаря отношениям с другими людьми;
Люди более отзывчивы к влиянию группы равных им людей, чем побуждениям и мерам контроля, исходящим от руководства;
Работники откликаются на распоряжения руководства, если руководители могут удовлетворять социальные нужды подчиненных и их желания быть понятыми (Источник: «Классики менеджмента. Энциклопедия.» – М. 2001).
Предложения представителей школы чел-ких отношений по коррекции концепции менеджмента:
Повышение внимания к социальным, групповым потребностям человека;
Стремление к обогащению труда в целях снижения отрицательных последствий сверхспециализации (к большей свободе действий);
Отказ от акцента на иерархичность власти и призыв к менеджменту участия;
Признание роли неформальной организации;
Ориентация на установление доброжелательных, доверительных отношений между менеджерами и рядовыми работниками;
Заслуга ШЧО состоит в зарождении поведенческого подхода в управлении.
Партисипативное управление – упрв, направленное на участие работников в достижении целей, прогресса.
Заслуга школы состоит в том, что она зародила теорию мотивацию, теорию лидерства;
Подвергла природу поведения человека в орга-ции исследованием.
Практика менеджмента относились равнодушно к этой школе, а социологи очень интересовались. В 50-е годы вспомнили о том, какой накоплен багаж о чел. отношениях.