Бизнес-процессы и их классификация (3 типа классификации).
Бизнес-процесс (БП) - это взаимосвязанный набор действий (операций, функций), которые по определенным правилам преобразуют исходные экономические ресурсы в конечные продукты или услуги. Под БП понимают совокупность различных видов деятельности, которые вместе взятые создают результат (продукт, услугу), имеющий ценность для потребителя, клиента или заказчика. БП выполняется с целью создания выхода (результата), спрос на который предъявляют корпоративные (внутренние) или внешние потребители (клиенты). В качестве клиента может выступать другой БП.
Классификация БП:
Не существует стандартного списка БП. Каждое предприятие имеет или должно классифицировать и описать свой собственный перечень БП.
I. Как правило, основу для классификации составляют четыре категории БП -основные, обеспечивающие, процессы управления и развития.
1. Основными являются те БП, которые создают основные выходы (продукцию или услуги), представляющие ценность для клиента и приносящие основной доход организации. Как правило, основных БП в организации немного, обычно не более десяти.
2. Обеспечивающими являются БП, которые обеспечивают выполнение основных БП. В общем случае они обеспечивают ресурсами все БП. В отличие от основных количество обеспечивающих БП достигает десятков.
3. БП управления охватывают весь комплекс функций управления на уровне каждого БП и организации в целом с учетом полного цикла управления организацией, начиная от стратегического планирования до анализа причин отклонения от плана и формирования управляющих решений.
4. К БП развития, как правило, относятся БП совершенствования выхода (производимого продукта или услуги) или технологии его получения, а также инновационные процессы.
5. Неосновные БП, которые приносят незначительную долю дохода. Более того, в составе основного БП могут существовать внутренние обеспечивающие подпроцессы, а в составе обеспечивающих можно выделить основной обеспечивающий и несколько вспомогательных подпроцессов. Обеспечивающие процессы снабжают ресурсами и технологически поддерживают основные БП, а также процессы управления и развития
II. По Репину В.В.
1. Основные – создают основной продукт, прибавляющий ценность для потребителя и имеют внешних клиентов;
2. Вспомогательные – обеспечивают деятельность основных БП, поставляя для них ресурсы и добавляя продукту стоимость, имеют только внутренних клиентов;
3. БП управления – управление деятельностью всей организации. Клиенты собственники, потребители, персонал, поставщики.
III. По Колянову Г.
1. Основные – обеспечивают получение прибыли и яв-ся целевыми для предприятия;
2. Сопутствующие – сопутствуют основному производству;
3. Вспомогательные – предназначены для жизнеобеспечения вспомогательных продуктов;
4. Обеспечивающий – обеспечивает контакт с внешней средой;
5. БП и развитие;
6. БП управления.