Верхние и нижние пределы при установлении цен
Обычно покупатели хорошо осведомлены о ценах на основные виды товаров, которые периодически приобретаются. Что же касается редко покупаемых товаров, то информация о ценах у потребителя ограничена. В зависимости от информированности о ценах потребителей с учетом рыночной конъюнктуры и происходит дифференциация цен.
Верхний предел цены — ценна товара устанавливаемая фирмой с ориентацией на высокий уровень доходов потребителей, а издержки его производства — нижний предел цены. При принятии решений о цене диапазон возможных вариантов ограничен верхним и нижним пределами, а внутри их цены дифференцируются в зависимости от цели фирмы, состояния рынка данного товара, от применяемых маркетинговых программ, от экономической политики государства.
Положительным в использовании метода верхних и нижних пределов является определенная свобода выбора производителя в реализации стратегии ценообразования.
Недостаток в том, что представленная возможность максимизации прибыли за счет ценового механизма подрывает заинтересованность фирм в обеспечении роста экономической эффективности.
Таким образом, рассмотренные методы ценообразования, с одной стороны, свидетельствуют о том, что методическое обеспечение данного процесса довольно обширно, а с другой — об их экономической, а не административной направленности. Подобно тому, как один и тот же медицинский препарат по разному оказывает воздействие на организм конкретного больного, так и методы ценообразования с позиций своей эффективности для конкретных форм различны. Определить же, какой метод принесет экономический успех — это показатель высокой степени профессионализма управленческого и экономического персонала фирмы.
На основе изучения методов ценообразования можно сделать вывод — цена является сложнейшим экономическим явлением. На ее размер оказывает влияние не только экономические, но и социальные, политические, психологические, временные факторы. Все это в комплексе порой делает невозможным определить перспективную цену по конкретному товару. Но основе экономических же методов с достаточной достоверностью можно выяснить тенденцию в динамике рыночных цен и ее взаимосвязь от рыночных факторов.
Цена формируется под воздействием таких факторов, которые определяют поведение потребителя и производителя на рынке и методов достижения ими экономических целей.