Попытка Столыпина спасти империю

Российская империя в начале 20 столетия была тяжёло больна. Этот факт полностью подтвердили русско-японская война и революция 1905-1907 гг. Россия шла к цивилизационной катастрофе. Пётр Столыпин фактически предпринял героическую попытку удержать империю на краю пропасти.

Русская деревня застыла в прошлом, жила большой частью вне рынка, это тормозило развитие страны. Земля была собственностью общины, её регулярно делили, нарезая участки каждой семье работников. После реформы 1861 г., «освободившей» крестьян, крестьянству пришлось более четырёх десятилетий выплачивать выкупные платежи. Проблема нехватки земли в Центральной России постоянно росла, поэтому крестьяне с вожделением смотрели на земли государства, императорской фамилии и дворянства. Хотя на самом деле эти земельные фонды были сравнительно небольшими и не могли решить их проблем коренным образом. Однако именно дворянские поместья и давали империи большую часть товарного зерна и других продуктов сельского хозяйства.

Община была удобна для государства. Община не давала своим членам стать нищими, сдерживая процессы социальной дифференциации. Налоги брали со всей общины, она отвечала в суде за преступления своих членов и т. д. Крестьянин не имел даже своих документов. Однако такая ситуация отрицательно сказывалась на развитии сельского хозяйства и промышленности.

Столыпин решил разрушить сельскую общину. Реформа не уничтожала товарного помещичьего хозяйства, одновременно разрешала крестьянам брать свои наделы в частную собственность. При этом Крестьянский поземельный банк за счёт государства выкупал у дворян земли, которые затем по льготным условиям продавались крестьянам. Начиная с 1908 г., земля из фондов банка могла продаваться только крестьянам-единоличникам. Одновременно давались ссуды на переселение крестьян из европейской части империи на новые земли в Сибири, Дальнем Востоке и Средней Азии.

Столыпин сделал ставку на сильного крестьянина, на вытеснение слабых с земли. Растущей промышленности требовались рабочие руки. Глава правительства стремился сделать так, чтобы беднейшие крестьяне попадали на подготовленные места в промышленности или шли осваивать целинные просторы за Уралом. Проблема была в том, что эти реформы запоздали. У Столыпина не было времени. И он сам это хорошо понимал. Россия была огромной цивилизацией, и не везде разрушение общины было благом. Столыпин из-за недостатка времени не успевал учитывать местные особенности. В результате земельные фонды общин уменьшались, многие из переселенцев были вынуждены вернуться обратно, возросло внутреннее напряжение в крестьянстве – росла ненависть к зажиточным хозяевам.

Мероприятия Столыпина не ограничивались только аграрной реформой и переселенческой политикой. Столыпин смог сбить революционную террористическую волну, поднятую внешними и внутренними врагами России. Порядок в стране был восстановлен, теракты перестали носить массовый характер. Был проведён целый комплекс реформ, направленных на гармонизацию социального мира в стране, на создание необходимых гарантий для прав граждан, включая право собственности. Обеспечивалась свобода вероисповедания, шёл процесс по снятию всяческих ограничений по религиозным признакам.

Столыпин смог поставить верный диагноз империи: «Противникам государственности хотелось бы избрать путь радикализма, путь освобождения от исторического прошлого России, освобождения от культурных традиций. Им нужны великие потрясения. Нам нужна великая Россия». Глава правительства очень чётко и ёмко определил силу Русской цивилизации. Это её культурная традиция, великое историческое прошлое. Возвращение к русским культурным традициям являлось ключевым звеном для того, чтобы спасти Россию от катастрофы. Поэтому уделялось такое огромное внимание крестьянскому вопросу. Русская деревня могла или поддержать развитие империи, или погубить её. Столыпин пытался сделать из крестьян хозяев земли. Вернуть потребность к труду как творчеству, а не тяжкой повинности. Без коренного переворота в деревне, основы всего русского общества, нельзя было совершить прорыва в будущее.


Трагедия Столыпина была в том, что он пытался спасти общество, которое уже собственно не желало спасаться. Революционеры всех мастей тянули империю в пропасть, а консерваторы не понимали, что страна нуждается в коренных преобразованиях. Инерция распада и разрушения оказалась сильнее. Поэтому его гибель была вполне закономерной. Этот сильный и выдающийся человек потерпел поражение в борьбе с процессами, которые преобладали на протяжении нескольких веков.