Тема: Кривые спроса и предложения.

 

Низкокачественные товары(малоценные) – товары, спрос на которые с ростом дохода падает.

Качественные товары – товары, спрос на которые с ростом дохода возрастает.

Парадокс Диффена, Эффект Диффена – кривая спроса имеет положительный наклон, с ростом цены объём продаж увеличивается.

 

При повышении общего уровня цен кривая спроса смещается вверх.

 

Факторы предложения:

- налоги/субсидии

- цена продаваемого товара

- цены ресурсов и факторов производства

- число продавцов данного товара

- уровень технологии/способ производства

- цены на товары-дополнители/товары-заменители

 

 

С повышением цены объём поставляемого товара увеличивается.

Цены предложения(резервные цены продавцов) – минимальные цены, по которым продавцы готовы ещё продать свой товар, чтобы не оставаться с товаром.

Идея цен предложения заключается в том, что они определяются издержками и не могут быть ниже издержек.

Чем выше цены предложения на рынке, тем больше производителей данного товара будет в отрасли, тем, следовательно, больше продукции окажется на рынке. Кривая спроса не смещается.

 

Если налоги повышаются, кривая спроса смещается влево.

Если увеличиваются субсидии, кривая спроса смещается вправо.

Если дорожают ресурсы, кривая предложения смещается влево.

 

Рыночная цена/Равновесная цена– точка пересечения спроса и предложения; цена, которая позволяет максимизировать благосостояние и покупателей, и продавцов.

Сбалансированный рынок – рынок, на котором установлена равновесная цена.

Цена дефицита – альтернативные издержки(стояние в очереди, поиски товара и т.п.), которые не трансформируются в доход производителя.

Причина дефицита – административные цены, что лишний раз доказывает, что рыночные цены – максимально выгодные для производителей и потребителей.

Рента производителя – сумма разницы между резервными ценами(которые оказались выше равновесной цены) и рыночной цены.

Ситуация временного дефицита – разница между

Экономисты выделяют два периода: краткосрочный(такой отрезок времени, в течение которого фирма не может расширить свои площади) и долгосрочный(фирмы могут изменить свои площади и меняется число фирм).