и проблема познания в химии.

Законы можно считать идеализированными образами объективных законов материального мира. Если прибегнуть к логической формулировке, то закон природы есть существенная и повторяющаяся связь между явлениями: телами и их свойствами. Такая связь не случайна, она носит всеобщий и необходимый характер, то есть, имеет место всегда и везде при определенных условиях.

Основными законами и теориями, на которых базируется современная химическая наука, являются законы стереохимии, теория химического строения и периодический закон химических элементов. На базе этих законов получили объединение природа химического строения и состава вещества, химические связи, характер химических превращений. На основе указанных законов стала вырабатываться методология исследования химических веществ и явлений.

Химические законы условно делятся на качественные и количественные. Количественные законы легли в основу многих теорий, например, на законе постоянства состава построено изучение качественного состава вещества. К качественным законам можно отнести прежде всего периодический закон химических элементов Д.И.Менделеева.

Следует указать на то, что законы в химии имеют свои особенности.

1. Химические законы установлены при изучении макросистем и действуют в процессам превращает больших масс частиц, то есть, вещества.

2. Химические законы не принимают в расчет существенные изменения в свойствах и поведении вещества, неизбежные при переходе от масс частиц к отдельными частицам, считая, что поведение каждой частицы как и ее свойства совпадают с поведением и свойствами вещества.

3. Химические законы носят статический характер, то есть считают, что отдельные отклонения (индивидуальные, элементарные химические акты) от статически среднего значения несущественны, а выводы теории вероятности имеют силу закона.

Подобные особенности химических законов подводят философию химии к целому ряду проблем познания в химической науке. Для химика материальный мир предстает прежде всего как мир конкретных тел, которые вступают между собой в сложные взаимодействия, причем каждое материальное тело само состоит из множество отдельных индивидуальных тел (молекул, атомов). Мир химика – это мир постоянно взаимодействующей множественности материальных объектов, в котором множественность конкретна и проявлена, а единство является идеей, гипотезой или предположением, которые удерживают это множество от распадения в понятии.

Согласно Гегелю, химические процессы проявляются между телесными индивидуумами, где не наблюдается связи с субстанцией, породившей эти индивидуумы; связь с субстанцией оказывается неочевидной. Таким образом, если борьба противоположностей в химии выражена вполне отчетливо, то момент объединяющего единства теряется в области «первоматерии», лишенной индивидуальности и проявляется в химических реакциях исключительно в форме самих химических превращений материи, где налицо торжество законов перехода количественных изменений в качественные и отрицание отрицания.

Эта особенность химического взгляда на мир составляет основной источник проблем познания в химии.

1. Проблема сложности построения единой теории химических процессов, что приводит к распадению единой науки химии на множество особенных специфических областей исследования, слабо согласующих свои теоретические находки друг с другом, а часто дающих альтернативные описания одних и тех же процессов.

2. Проблема преобладания фактической стороны и прикладных эмпирических исследований над теоретической стороной науки.

3. Проблема внеисторичности химии. Эта проблема проявляется прежде всего в замене движения во времени суммой неподвижных состояний, когда пытаются пррредставить химическое превращение как цепь промежуточных продуктов.

4. Проблема сложности теоретического установления внутренних генетических связей между отдельными веществами-гомологами. Например, муравьиная, уксусная, пропионовая и многие другие кислоты как представители класса гомологов должны обладать внутренним единством, но до сих пор между ними не удается установить связи происхождения. Можно получить из одной кислоты другую, что и делается в практической химии, но эти переходы множественны, произвольны и не заключают в себе какой-то внутренней линии развития.

Эти и другие проблемы химического познания носят объективный характер, обусловленный особенностями изучаемого предмета. Они могут быть преодолены только через контакты химии с другими науками, как естественными (физика, биология), так и гуманитарными. Здесь прежде всего имеется ввиду философия, как наука, обладающая развитым понятием о природе всеобщего и разработавшая методы теоретического познания.