Управленческие решения

25. Научные..

Решение — продукт управленческого труда, а его принятие — процесс, ведущий к появлению этого продукта. Процесс принятия решений состоит из взаимосвязанных последовательных стадий, каждая из которых включает в себя ряд этапов.

1-я стадия. Признание необходимости решения

2-я стадия. Выработка решения

3-я (завершающая) стадия. Выполнение решений

Организация выполнения решения в условиях рыночных отношений предусматривает высокую степень принятия решений членами коллектива. В процветающих зарубежных фирмах большинство решений (до 90 %) характеризуются высокой степенью их принятия и высоким качеством. Шансы на эффективное выполнение решений возрастают в тех случаях, когда исполнители принимают участие в процессе их разработки.

Организационно-управленческие решения оформляют в виде приказов, распоряжений. Однако множество решений доводятся до работников в виде устных указаний, заданий, пожеланий и т. п.

На этом этапе также составляется план мероприятий, обеспечивающих выполнение решения. Определяется расстановка исполнителей, распределяются права и ответственность, разрабатываются меры по усилению заинтересованности людей в выполнении решений.

Главное назначение анализа и контроля выполнения решения состоит в своевременном обнаружении возможных отклонений от заданной программы, установлении причин этих отклонений. На данном этапе действует система отслеживания отклонений, выявляются ошибки и успех в действиях по выполнению решения.

Еще одним этапом в реализации решений являются обратная связь и корректировка действий по выполнению решения. Контроль обеспечивает обратную связь между управляющей и управляемой системами и дает информацию о подлинном состоянии дел, о достижении организацией поставленных целей. Эта информация служит основой для корректировки действий, что помогает полностью реализовать принятое решение.

27. Роль руководителя..

Менеджеры, для принятия оптимальных управленческих решений, приносящих предприятию максимальную прибыль, должны обладать определенными знаниями, навыками, личными качествами, соблюдать определенные этические нормы.

Современный менеджер во всем мире воспринимается как инновационный руководитель = лидер + власть + стиль работы + карьера. А для этого менеджер должен знать: закономерности и принципы рыночной экономики; теорию и практику современного менеджмента; теорию организации и методы моделирования организационных структур хозяйствования; формы и методы мотивации целенаправленного поведения людей в системе менеджмента; современные парадигмы мотивационного управления; системный подход к проектированию рыночных структур; методы комплексного анализа результатов работы рыночных структур; действующее законодательство и основы правового регулирования менеджмента в различных отраслях национальной экономики и др.

Менеджер должен иметь широкий кругозор и системное нестандартное мышление, уметь разбираться во внутренней взаимосвязи факторов, действующих на фирме, и взаимодействии последних с внешней средой. Он должен обладать высокими человеческими качествами и быть хорошим психологом, уметь пойти на разумный и взвешенный риск, осуществлять бизнес-проектирование, разрабатывать, корректировать и реализовывать бизнес- план, вести маркетинговые исследования, прогнозировать развитие системы с учетом потребностей рынка и занятия в нем новых ниш.

31. Поиск…

На эффективность управления могут влиять:

• способность управлять собой;

• разумная система личных ценностей;

• четкие личные цели;

• стремление к постоянному личному росту;

• навыки и упорство в решении проблем;

• изобретательность и способность к инновациям;

• высокая способность влиять на окружающих;

• знание современных управленческих подходов;

• способность формировать и развивать эффективные рабочие группы;

• умение обучать и развивать подчиненных.

Ограничениями в развитии личности менеджера могут стать: неумение управлять собой; размытые личные ценности и смутные личные цели; неспособность к саморазвитию; недостаточные навыки решения проблем и отсутствие творческого подхода; недостаточное понимание особенностей процессов управления; слабые навыки управления людьми и ресурсами; низкая способность формировать и обучать коллектив.

Анализ влияния рассмотренных факторов на руководителей государственных структур и менеджеров коммерческих структур позволяет определить, что требуется от хорошего современного менеджера.

32. Методология…

 

На рис. 1 представим схему контроля принятия управленческих решений как функцию управления[4,c.283]:

виды контроля принятия УР    

 

Стратегический контроль   Тактический контроль   Оперативный контроль

 

Предварительный     Текущий     Заключительный

 

Рис. 1. Виды контроля принятия УР

Условия применения внутреннего и внешнего контроля

 

Факторы, определяющие выбор вида контроля Внешний Внутренний
Стиль управления Формы организации труда   Надежность оценки     Морально- психологический климат Авторитарный   Индивидуальные     Надежная, количественно измеримая   Неблагоприятный Демократический   Групповые   Неизмеримая количественно     Благоприятный

 

Объекты контроля по функциональным подсистемам организации

Функциональная подсистема Примерный перечень объектов контроля
Производство   Финансы и учет     Персонал     Маркетинг Качество Затраты времени на единицу продукции Удельные издержки Мощность оборудования и уровень ее использования   Прибыль и ее распределение Расходы на покупку оборудования Капитальные вложения по источникам поступления Ликвидность Запасы Издержки Денежная наличность     Потери времени из-за трудовых споров Прогулы Потери времени из-за болезней Заработная плата Безопасность Социальные выплаты   Объем продаж Торговые издержки Продажи в кредит Затраты на рекламу Удовлетворенность потребителей

 

Этапы процесса контроля:

1 этап

Установите стандарты

Выработайте показатели результативности

2 этап

Сравните достигнутые результаты со стандартами

Установите масштаб отклонений

Используйте принцип исключения

Измерьте результаты

Эффективно информируйте о стандартах и результатах

3 этап

Выбрать подходящую линию поведения

Ничего не предпринимать

Устранить отклонение

Пересмотреть стандарт

Условия эффективного контроля:

1) стратегическая направленность;

2) объективность и доброжелательность;

3) своевременность;

4) гибкость;

5) простота;

6) экономичность;

7) контроль является обязанностью руководителя.

33. Виды …

Экспертные методы могут использоваться не только при выработке вариантов решения, но и при их выборе (в частности, экспертным методом могут устанавливаться веса частных показателей в центральном показателе — критерия выбора при невозможности использования расчетного метода), а также на этапе организация выполнения принятых решений для оценки трудоемкости и сроков выполнения намеченных мероприятий.

В настоящее время происходит комбинирование метода экспертных оценок с другими методами. Так, к числу перспективных прогнозирования относят метод сценариев, одной из разновидностей которого является предваряющий сценарий, представляющий собой комбинацию метода экспертных оценок и метода дерева целей. В самом общем виде сценарий — это гипотетический исход, который определяется с помощью некоторых предположений о текущей и будущих тенденциях. Кроме предваряющего сценария используется исследовательский сценарий. При реализации исследовательского сценария анализируется логическая последовательность событий в направлении от настоящего к будущему. Исследовательский сценарий часто используется как техника, которая развивает воображение, заставляет обратить внимание на ранее не рассматриваемые факторы. Основным типом сценариев является предваряющий. При использовании предваряющего сценария прогнозируется не только желаемое, но и достижимое будущее. Это обеспечивается за счет применения следующей технологии разработки обобщенного сценария.

1. Устанавливается единственный элемент или фокус (объект прогнозирования).

2. Определяется сила влияния факторов (экономических, политических, социальных, технологических) на фокус.

3. Выявляется степень воздействия актеров (лиц, групп) на факторы.

4. Устанавливаются цели и определяется их значимость для актеров.

5. Выявляются возможные сценарии или исходы, за которые борется каждый актер для достижения своих целей.

6. Определяются веса сценариев с учетом влияния каждого на реализацию целей наиболее влиятельных актеров и весов целей, к достижению которых они стремятся.

7. Разрабатывается обобщенный сценарий, который представляет собой результат реализации всех частных сценариев с учетом их весов и использованием экспертного прогнозирования переменных состояний (параметров) при осуществлений каждого из исходов.