Основные идеи и принципы феноменологии как методологии социально-гуманитарного познания

Феноменология (греч. phainomenon – являющийся, logos – учение) - бук­вально - описание или изучение явлений. Феноменология – философское на­правление, парадигма социально-гуманитарного познания, метод, применяе­мый в психологии, социологии, юриспруденции и т. д., направленный на выяв­ление глубинных духовных основ культуры, общества посредством изучения содержания собственного сознания познающего субъекта и сведения фактуаль­ного знания к чистому.

Феноменология базируется на идее возможности непо­средственного доступа к окружающей нас реальности покоится на тех характе­ристиках сознания, благодаря которым мы воспринимаем этот мир, следова­тельно, необходимо исследовать и понять те характеристики сознания, через которые эта реальность оказывается доступной. С позиций феноменологии, яв­ление мира в сознании и есть этот мир. Внимание исследователя должно быть обращено не на сам мир, предметы этого мира, а на те акты сознания, в кото­рых предметный мир конституируется. Феноменология начинается с обнару­жения корреляции между способами данности человеку различных аспектов мира и сознанием о мире. Отсюда возможность особого типа исследования, на­правленного на изучение не самого предметного содержания человеческого от­ношения к миру, а его явления в сознании, т.е. феномена.

Рассмотрим основные принципы и исследовательские процедуры фено­менологического метода.

Исходное положение феноменологии – утверждение о том, что пре­дельным основанием общества, культуры как объектов научного исследования является дух как бытие в себе и для себя. Дух автономен и доступен истинно рациональному, научному изучению. Окружающий мир – не просто мир фак­тов, но также мир духовных сущностей – чистых форм, абсолютных истин, ценностей, которые конституируют его и непосредственно даны как его факту­альность. Феноменология – есть форма научного эссенциализма, утверждаю­щего идею поиска универсальной сущности (эссенции) предметов, которая есть дух. Особенность феноменологии - в устремленности познания к глубинным основам всякого бытия, к некоему первоначалу, которым является первичный слой самого знания.

Центральное понятие феноменологии – «феномен». Феноменология вы­ступает как метод познания являющейся в сознании сущности. В Немецкой классической философии (Кант, Гегель) понятие «феномен» (греч. phainomenon – явление) соотносится с понятием «ноумен» (греч. noumenon – умопостигаемая сущность). Явление предмета в классическом понимании не тождественно его сущности - познание какого либо предмета предполагает двойственное его рассмотрение: то, каким образом предмет является в сознании, и то, в чем усматривается сущность предмета. Феномен противопоставляется ноумену, который остается за пределами чувст­венно воспринимаемого опыта и является предметом интеллектуального созер­цания. В феноменологии стирается грань между явлением и сущностью пред­мета и обнаруживается слитность, являющейся сущности с потоком сознания, самопроявляемость сущности через феномен. Таким образом, в феноменологии феномен – понятие, означающее не только явление предмета в сознании, но и явление в сознании сущности предмета. Феноменология выступает как метод познания являющейся в сознании сущности. Что касается сущности, в феноме­нологии она может быть обозначена при помощи понятий «смысл», «эйдос» (идея), «архетип» (первообраз).

Цель метода – познание духовных основ, познание духа, лежащего в ос­новании культуры, общества. Основным способом изучения духовных основ культуры и общества является феноменологическая процедура исследования содержания собственного сознания познающего субъекта. Поскольку в фено­менологии стирается грань между явлением и сущностью предмета, проводится идея самопроявляемости сущности через явление, ноумена через феномен, то, соответственно, чтобы постигнуть духовную сущность познаваемых объектов, необходимо исследовать их как феномены сознания. Внимание исследователя должно быть обращено не на сам мир, предметы этого мира, а на те акты соз­нания, в которых предметный мир конституируется. Феноменология начина­ется с обнаружения корреляции между способами данности человеку различ­ных аспектов мира и сознанием о мире. Отсюда возможность особого типа ис­следования, направленного на изучение не самого предметного содержания че­ловеческого отношения к миру, а его явления в сознании – феномена.

Основным методом исследования духовных основ культуры, общества является метод феноменологической редукции. Редукция (от лат. reduction – отодвигание назад, возвращение к прежнему состоянию), методологический прием сведения каких-либо данных, структуры, объекта к более простым, ис­ходным началам. Метод феноменологической редукции в самом общем смысле означает сведение фактуального знании к знанию чистому.

Основные методологические процедуры феноменологической редукции.

а) Заключение в скобки или воздержание – эпохе. Процедура эпохе озна­чает отказ от всех суждений, которые касаются пространственно-временного существования, отсечение всего индивидуально-психологического, конкретно-исторического, социального.

б) Описание структуры, оставшейся после того, как процедура «заключе­ния в скобки» произошла.

Посредством редукции возникает феноменолистическое сознание, или чистое сознание. Сознание выступает в виде потока переживаний, элементы которого – феномены. Поэтому учение о структуре потока переживаний назы­вается феноменологией. Понять феномен возможно, если схватить его посред­ством интуиции. Феномен не описывают извне, а переживают, т.е. непосредст­венно вводят в поток сознания. Происходит интуитивное, непосредственное, чисто умозрительное усмотрение сущности. Феноменологический метод со­стоит в том, чтобы слиться с потоком сознания непосредственным образом. Изучение его внутренних закономерностей, его принципов, механизмов – за­дача феноменолога. Исследуя внутренние механизмы сознания, феноменолог оставляет в стороне все характерные, специфичные черты исследуемого объ­екта – общества, культуры, человека, данного периода развития общества.

Важнейший принцип феноменологии - принцип исследования интенцио­нальной структуры сознания. Интенция (лат. intentio – стремление, намерение, цель) - направленность сознания на предмет. Интенциональность – имманент­ная предметность сознания, безотносительно к тому, является ли предмет ре­альным или только воображаемым. Интенциональность рассматривается как фундаментальная характеристика сознания. Феноменология базируется на идее, согласно которой любому явлению предметов в сознании соответствует собственная интенциональная структура, состоящая из множества интенцио­нально соотнесенных компонентов. Задача феноменологического исследования заключается в том, чтобы исследовать собственную интенциональную струк­туру сознания со своими сущностными компонентами. Взаимодополнительные аспекты интенциональности обозначаются в феноменологии терминами «но­эма», «ноэзис».Ноэзис (греч. noesis – мышление, постижение, разумение) – осмыс­ливающая направленность сознания на объект, который в качестве носителя смысла и есть ноэма (греч. noema – мыслимое содержание, мысль). Понятия «ноэзис» и «ноэма» служат в феноменологическом анализе задаче раздельного описании объектов сознания и процессов их идеального конструирования.

Важнейшие категории феноменологии: «естественная установка», «фе­номенологическая установка».Естественная установка – наивная установка на познание внешних предметов, воспринятых из чувств, вне опыта интенцио­нальной направленности сознания на предметы. Восхождение к интенциональ­ной структуре сознания возможно благодаря феноменологической установке. Феноменологическая установка достигается при помощи метода феноменоло­гической редукции. Редукция позволяет переключить сознание на исследова­ние собственной деятельности по конструированию предметов.

Интенциональный анализ предметностей сознания не ограничивается субъективным феноменологическим исследованием. Феноменология предпола­гает также интерсубъективное конструирование - тематизацию «другого» и со­общества. Такого рода конструирование проблематично, поскольку непосред­ственно испытать можно лишь собственную жизнь. Однако сознание другого может конституироваться посредством апперцепции (осознанного восприятия) по аналогии. В результате субъективность расширяется до интерсубъективно­сти. Интерсубъективное конструирование «другого» и сообщества предпола­гает выход за пределы «Я», связь с другими «Я». Интерсубъективное конст­руирование другого осуществляется посредством вчувствования - другой пе­реживается эго в форме альтер эго. Последнее служит основанием для интер­субъективной природы и мира, а также для интерсубъективного бытия пред­метностей.