Порядок заключения хозяйственных договоров.

Юридическая служба должна проконтролировать соблюдение порядка заключения договора. Процесс заключения договора складывается из действий сторон, направленных на достижение соглашения между ними и состоит из 2 обязательных стадий:

· Предложение заключения договора ( оферта)

· Принятие предложения (акцепт)

Соответственно первая сторона называется оферта, а другая – акцептом.

Согласно ч.2 ст.402 ГК РБ договор заключается посредством направления оферты(предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. ЮС должна проконтролировать, чтобы проект договора содержал все необходимые реквизиты и все существенные условия договора. В законодательстве не содержится перечень существенных условий договора. При подготовке проекта следует иметь в виду, что существенными являются условия:

· О предмете.

· Названные в законодательстве существенные.

· Названные в законодательстве, как необходимые и обязательные для данного вида договора.

· Вытекающие из сущности данного вида договора.

· Относительно которых по заявлению одной из стон д.б. достигнуто соглашение.

 

Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определено и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора (ст.405 ГК РБ). Сторона, получившая проект договора (оферту) должна направить другое извещение об акцепте, либо отказаться от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях ( протокол разногласий к проекту договора).

Договор считается заключенным, когда акцептант принял оферту. Акцептантом считается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии.

В случаях, когда для стороны, к которой направлена оферта заключение договора обязательно ( гос. контракт, договор поставки для государственных нужд). Эта сторона должна направить другой стоне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, протокол разногласий в течении 30 дней со дня получения оферты. Сторона, направившая оферту и получившая от другой стороны, для которой заключение договора обязательно извещение об его акцепте на иных условиях, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора на рассмотрение суда в течении 30 дней со дня получения такого извещения либо истечение срока для акцепта.

Рассматривая замечания контракта, изложенные им в протоколе разногласий, юридическая службадолжна:

· Обращать внимание на своевременность его составления.

· Законность и мотивированность предложенных замечаний.

· Возражения на них со стороны структурных подразделений предприятия, заинтересованных в заключении договора.

В случаях, когда заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту и ей в течении 30 дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора. Эта сторона обязана в течении 30 дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о получении протокола в ее редакции либо отклонении протокола разногласий.

Поскольку ведением работы по заключению договоров занимается и другие структурные подразделения предприятия, юридическая служба должна проводить с работниками этих подразделений занятия по разъяснению и применению действующего законодательства, регулирующего вопросы заключения и исполнения договоров, информировать работников подразделений о новом законодательстве и ведомственных нормативных актов, относящимся к их практической деятельности.

3.

Гражданское законодательство предусматривает 2 способа изменения и расторжения договоров:

· По соглашению сторон.

· В одностороннем порядке.

 

По общему правилу изменение и расторжение договора возможно только по соглашению сторон, что является последовательной реализацией принципа свободы договора.

В соответствии с п.2 ст.392 ГК РБ , если после заключения и до прекращения действия договора принят акт законодательтсва, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, его условия д.б. приведены в соответствие с законодательством, если иное не предусмотрено законодательством. В этом случае происходит изменение договора по соглашению сторон, но во исполнение акта законодательства, который имеет приоритет над договором.

Если сами стороны не внесли изменение в договор и не одна из них не обращалась с соответственными требованиями в суд, то взамен противоречащему законодательству условии договора сторонами должна применятся соответствующая норма законодательства с момента вступления ее в силу, если эта норма не является диспозитивной.

 

Изменение и расторжение договора в одностороннем порядке производится без согласия контрагента (иначе будет иметь место соглашение сторон). При таком способе существует 2 формы изменения и расторжения договора:

· Односторонний отказ от исполнения договора(обращения в суд не требуется).

· Изменение и расторжение договора судом по требованию одной стороны(требуется обращение в суд).

В соответствии с п.3 ст.420 ГК РБ односторонний отказ от исполнения договора полностью или частично допускается только в случаях, предусмотренных законодательством или соглашением сторон.

Правомерность одностороннего отказа одной из сторон м.б. предметом оценки суда при рассмотрении иных штрафных санкций и возмещении убытков за неисполнение.

Для одностороннего отказа достаточно уведомления об этом дугой стороны. Ее согласие на изменение, расторжения договора, а также обращения с соответствующими требованиями в хоз. суд.

Изменение и расторжение договора судом по требованию одной стороны возможно по следующим основаниям:

1. существенное нарушение договора другой стороной;

2. существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора;

3. иные случаи, предусмотренные ГК, иными актами законодательства или договора.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, влекущее для дугой стороны такой ущерб, в результате которого она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Изменение обстоятельств признается существенным, если они изменились на столько, что если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, может служить основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Возможность изменения и расторжения договора в этом случае полностью зависит от воли сторон, которые могут включить в него условия, исключающие пересмотр всех положений договора или его расторжения при любом изменении обстоятельств, каким бы оно существенным не было.

Вопрос о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или его расторжение решается по соглашению сторон. Если стороны не достигли такого соглашения применяются правила п.2ст.421 ГК РБ :

Договор м.б. расторгнут, а по основаниям, предусмотренным п.4ст.421 ГК РБ, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:

· в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет.

· измененные обстоятельства вызваны причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени добросовестности и осмотрительности, какая от нее требовалась, по характеру договора и условиям гражданского оборота;

· исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствие договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

· Из существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

4.

 

Вскоре после распада СССР выяснилось, что в силу сложившихся на прежнем едином пространстве интеграций большинство возникших суверенных государств не в состоянии обеспечить нормальное развитие своих экономик. Стало очевидно, что без восстановления основных, ранее сложившихся, хозяйственных связей не обойтись. Лучшим подтверждением этому является тот факт, что уже в марте 1992г. Между государствами СНГ заключено соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями госудаств-участников СНГ.

Основным нормативным актом, регулирующим договор поставки в пределах СНГ является соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств-участников СНГ, подписанное в Киеве 20 марта 1992г.

В соответствии с соглашением поставка товаров, как правило, производится путем заключения между поставщиком и покупателем прямых договоров, а также с помощью посреднических фирм других организаций, обеспечивающих поставку товаров и оказывающих услуги по установлению хозяйственных связей между поставщиком и покупателем.

Стороны вправе заключать договора поставки через систему товарных рынков, товарных бирж, ярмарок, аукционов и других рыночных структур.

Иначе идет процесс формирования хоз. связей по поставкам товаров для гос. нужд в разрезе их вида, территории и поставщиков и до 1 мая года, предшествующего поставке, предъявляют их регулируемым органам других государств Содружества по согласованной форме и номенклатуре в части взаимных поставок.

Государства-члены Содружества должны поставить в известность о прикреплении поставщиков к покупателям. Органы, регулирующие поставки, должны согласовать объемы товаров и до 1 июля подписать соответствующие документы, которые являются неотъемлемой частью соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве.

Органы, регулирующие поставки госудаств-членов Содружества, до 1 августа доводят до регулирующих органов объемы поставок товаров по междугородним соглашениям с указанием квот для каждого государства-потребителя.

Органы, регулирующие поставки государств-членов Содружества по месту нахождения покупателя в срок до 1 сентября доводят лимиты потребителям с выдачей извещений о прикреплении покупателя к предприятию-поставщику. Эти извещения и служат основанием для заключения договора поставки покупателю с предприятием-поставщиком.

 

Закон РБ от 24,11,1995 №2588-12 «О поставках товаров для гос.нужд»:

1. При необоснованном уклонении поставщика-монополиста от заключения гос.контракта на поставку товаров для гос.нужд поставщик платит гос.заказчику штраф в размере стоимости товаров, определенной в проекте контракта ( ч.2 ст.113) – м.б. изменен.

2.При невыполнении условий гос.контракта по объему, сроку поставки или оплаты товаров для гос.нужд виновный выплачивает неустойку в размере 50% стоимости недопоставленных товаров (ч.1 ст.123) – м.б. изменен.

3.За поставку товаров, не соответствующих стандартам, техническим условиям, образцам (эталонам) или иным обязательным требованиям к качеству, оговоренным в гос.контракте и договоре поставки, поставщик уплачивает покупателю штраф в размере 20% стоимости некачественного товара. За период, в течении которого количество некачественного товара покупателю не восполняется, взыскивается неустойка в размере 50% стоимости некачественного товара.(ч.3 ст.123) – м.б. изменен.

 

Постановление Кабинета Министров РБ от 8,07,1996г, №444 «Об утвеждении Положения О поставках товаров РБ» (с изменениями и дополнениями):

  1. За недопоставку или непоставку товара согласно условиям договора поставщик уплачивает покупателю неустойку (штраф) в размере 10% стоимости непоставленного или недопоставленного товара. (п.91 Положения) – не м.б. изменен.
  2. При поставке товара не в ассортименте поставщик уплачивает неустойку (штраф) в размере 10 % стоимости непоставленного товара в ассортименте. (п.92 Положения) –не м.б. изменен.
  3. Если поставленный товар не соответствует по качеству стандартам, другой нормативно-технической документации, образцам (эталонам) или иным условиям договора, а также если поставлен некомплектный товар, поставщик уплачивает покупателю неустойку (штраф) в размере 25 % стоимости некачественного либо неукомплектованного товара . (п.99 Положения) – не м.б. изменен.